@ARTICLE{26583223_259725202_2019, author = {Т. Андринга and Н. Ангиал}, keywords = {, энактивизм, адекватность субъекта, мудрость, жизнь, природа, красота, связность, пиковые переживания, феноменология, базовое познание, удовлетворение потребностейсамореализация}, title = {Мудрость: связь с природой помогает понимать жизнь}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2019}, volume = {16}, number = {1}, pages = {108-126}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2019-16-1/259725202.html}, publisher = {}, abstract = {В этой статье описывается процесс, в ходе которого обладающие мудростью совершеннолетние молодые люди формулируют основанные на интуиции феноменологические знания об их отношении к природе, включающие  многочисленные отсылки к современным представлениям о жизни и «базовому познанию». Энактивизм,  или «бытие через делание», определяется как способность живого субъекта оставаться в живых посредством выбора правильного поведения из набора способов совладающего поведения и совместного творчества. Люди, вовлеченные в процесс совместного творчества, удовлетворяют свои насущные потребности, одновременно повышая ом качество среды, от которой зависит удовлетворение этих потребностей. Они способствуют процветанию и динамичному развитию среды, в которой надолго значительно упрощается удовлетворение потребностей. Мы называем этот навык «адекватностью субъекта» и связываем его с мудростью. Неадекватные субъекты вновь и вновь сталкиваются с необходимостью удовлетворения потребностей. Они могут попасть в «ловушку совладания», когда применяемые стратегии совладания постепенно ухудшают среду обитания, от которой зависит их жизнь в долгосрочной перспективе. При этом они оказываются заключенными в бесконечный цикл удовлетворения критических потребностей. Мы предлагаем краткие и точные формулировки трех основных понятий отношения «субъект-среда»: адекватность - это способность удовлетворять потребности в краткосрочной и долгосрочной перспективе; связность - это личная связь с другими субъектами или природой в целом, переживаемая как взаимная; красота, истоки которой - в способности окружающей среды создавать хрупкое совершенство, являющееся мерой качества окружающей среды. Анализ проведенных интервью показал, что наша (довольно мудрая) группа респондентов оперировала всеми тремя основными понятиями. Мы делаем вывод о том, что наша теоретически разработанная концепция «субъект-среда», находит отражение в реальных примерах отношений между человеком и природой.}, annote = {В этой статье описывается процесс, в ходе которого обладающие мудростью совершеннолетние молодые люди формулируют основанные на интуиции феноменологические знания об их отношении к природе, включающие  многочисленные отсылки к современным представлениям о жизни и «базовому познанию». Энактивизм,  или «бытие через делание», определяется как способность живого субъекта оставаться в живых посредством выбора правильного поведения из набора способов совладающего поведения и совместного творчества. Люди, вовлеченные в процесс совместного творчества, удовлетворяют свои насущные потребности, одновременно повышая ом качество среды, от которой зависит удовлетворение этих потребностей. Они способствуют процветанию и динамичному развитию среды, в которой надолго значительно упрощается удовлетворение потребностей. Мы называем этот навык «адекватностью субъекта» и связываем его с мудростью. Неадекватные субъекты вновь и вновь сталкиваются с необходимостью удовлетворения потребностей. Они могут попасть в «ловушку совладания», когда применяемые стратегии совладания постепенно ухудшают среду обитания, от которой зависит их жизнь в долгосрочной перспективе. При этом они оказываются заключенными в бесконечный цикл удовлетворения критических потребностей. Мы предлагаем краткие и точные формулировки трех основных понятий отношения «субъект-среда»: адекватность - это способность удовлетворять потребности в краткосрочной и долгосрочной перспективе; связность - это личная связь с другими субъектами или природой в целом, переживаемая как взаимная; красота, истоки которой - в способности окружающей среды создавать хрупкое совершенство, являющееся мерой качества окружающей среды. Анализ проведенных интервью показал, что наша (довольно мудрая) группа респондентов оперировала всеми тремя основными понятиями. Мы делаем вывод о том, что наша теоретически разработанная концепция «субъект-среда», находит отражение в реальных примерах отношений между человеком и природой.} }