Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Розин В. М.1
  • 1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, 109240, Россия, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

От взглядов Л.С. Выготского к современной концепции развития

2016. Т. 13. № 2. С. 367–385 [содержание номера]
В статье рассматривается концепция развития Л.С. Выготского. Обсуждаются ее недостатки с точки зрения современных научных представлений. Предлагается новая концепция развития, основанная на идеях шага развития, культурно-исторической и семиотической природы способностей и культуры жизни человека. Первая идея связана с различением экзистенциальных ситуаций, проблем, схем как средств разрешения этих проблем, новой реальности, видения  и действий. Вторая ‒ с культурно-исторической и семиотической трактовкой способностей человека. Третья ‒ с культурологической характеристикой этапов развития человека. Общие положения иллюстрируются на  примере анализа нескольких кейсов. Среди общих положений ряд новых для психологии гипотез. Например, автор разбирает следующий важный для психологии момент. Аристотель в работе «О душе» создает антропологические схемы, задающие  новую, мы бы сегодня сказали, психологическую реальность, которая заставляет греков использовать созданные им правила, категории и образцы мысли. Когда греки привыкли к новой деятельности и реальности (на это, кстати, ушло почти два века), им стало казаться, что мышление и есть именно такой феномен, о котором писал Аристотель, и оно всегда было у человека. Эту иллюзию ученые разделяют до сих пор.  Автор утверждает, что  и другие способности человека, например память, воображение, эмоции тоже представляют собой не натуральные, исходно присущие человеку феномены, а культурно-исторические и семиотические образования. Другая гипотеза касается периодизации психического развития. Автор считает, что периодизация развития человека должна основываться не на концепции возраста, а на другой ‒ «культуры жизни человека». Ссылаясь на свои работы, он утверждает, что единым человек является только в биологическом плане, как культурное и духовное существо человек ‒ не един. Существуют несколько  «культур жизни человека»: «культура детства», «культура отрочества и юности», несколько «культур взрослого человека». Каждая культура жизни человека характеризуется особенностями жизнедеятельности и видения (сознания), а также характером социализации.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss