@ARTICLE{26583223_161490407_2015, author = {Т. В. Ахутина and А. А. Корнеев and Е. Ю. Матвеева and А. Р. Агрис}, keywords = {, нарушения регуляции активности, процессы активации, гиперактивность, низкий когнитивный темп, трудности обученияСДВГ}, title = {Возрастные изменения высших психических функций у детей 7-9 лет с разными типами дефицита регуляции активности (на английском языке)}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2015}, volume = {12}, number = {3}, pages = {131-152}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2015-12-3/161490407.html}, publisher = {}, abstract = {Цель статьи - дать анализ возрастных особенностей состояния высших психических функций у детей со слабостью процессов регуляции активности (функций I - энергетического блока мозга, по А.Р. Лурии). В статье описано клинико-психологическое и экспериментальное исследование, используются стандартное нейропсихологическое обследование, по А.Р. Лурии, адаптированное для детей 5-9 лет, и два компьютерных теста: 1) модифицированный вариант методики «Dots» (Davidson et al., 2006; Diamond et al., 2007), а также компьютерная версия известной методики оценки работоспособности - таблицы Шульте-Горбова (Горбов, 1971). В исследовании приняло участие 173 ученика 1-го и 3-го классов. Результаты исследования позволили показать наличие двух вариантов дефицита регуляции активности: обнаружены дети с низким темпом деятельности и утомляемостью и дети с гиперактивностью и импульсивностью. В целом для детей с дефицитом I блока характерны трудности выполнения энергоемких заданий, быстрая истощаемость, низкий (у группы с замедленным темпом) или колеблющийся (у группы с гиперактивностью) темп работы, зависимость выполнения действия от мотивации и эмоционального состояния, слабость функций программирования и контроля и переработки кинестетической информации. Большинство детей из обеих групп имеют трудности обучения. Анализ специфических характеристик вариантов показывает, что и первоклассники, и третьеклассники с замедленным когнитивным темпом выполняют задания тем медленнее и тем хуже, чем более энергоемкой является проба. Наблюдающееся у них нарастание симптомов слабости III блока может быть связано с усилением тревожности. У гиперактивных школьников, имеющих выраженную слабость функций программирования и контроля, отмечается тенденция к выполнению заданий с обратным U-образным влиянием сложности заданий: они выполняют хуже детей группы нормы, как самые простые (из-за слабости мотивации), так и самые сложные (энергоемкие) задания.}, annote = {Цель статьи - дать анализ возрастных особенностей состояния высших психических функций у детей со слабостью процессов регуляции активности (функций I - энергетического блока мозга, по А.Р. Лурии). В статье описано клинико-психологическое и экспериментальное исследование, используются стандартное нейропсихологическое обследование, по А.Р. Лурии, адаптированное для детей 5-9 лет, и два компьютерных теста: 1) модифицированный вариант методики «Dots» (Davidson et al., 2006; Diamond et al., 2007), а также компьютерная версия известной методики оценки работоспособности - таблицы Шульте-Горбова (Горбов, 1971). В исследовании приняло участие 173 ученика 1-го и 3-го классов. Результаты исследования позволили показать наличие двух вариантов дефицита регуляции активности: обнаружены дети с низким темпом деятельности и утомляемостью и дети с гиперактивностью и импульсивностью. В целом для детей с дефицитом I блока характерны трудности выполнения энергоемких заданий, быстрая истощаемость, низкий (у группы с замедленным темпом) или колеблющийся (у группы с гиперактивностью) темп работы, зависимость выполнения действия от мотивации и эмоционального состояния, слабость функций программирования и контроля и переработки кинестетической информации. Большинство детей из обеих групп имеют трудности обучения. Анализ специфических характеристик вариантов показывает, что и первоклассники, и третьеклассники с замедленным когнитивным темпом выполняют задания тем медленнее и тем хуже, чем более энергоемкой является проба. Наблюдающееся у них нарастание симптомов слабости III блока может быть связано с усилением тревожности. У гиперактивных школьников, имеющих выраженную слабость функций программирования и контроля, отмечается тенденция к выполнению заданий с обратным U-образным влиянием сложности заданий: они выполняют хуже детей группы нормы, как самые простые (из-за слабости мотивации), так и самые сложные (энергоемкие) задания.} }