Спиридонов В. Ф.1Новые методы изучения мыслительных процессов
2013.
Т. 10.
№ 4.
С. 5–38
[содержание номера]
Состояние дел в психологии мышления характеризуется методическим «голодом»: список известных исследовательских методов не велик, и их не отнесешь к разряду новых. Основное затруднение заключается в недоступности ни исследователю, ни самому решателю ключевой структуры в ходе мыслительного процесса – репрезентации задачи. Ее существенные особенности могут быть выявлены только в результате специальных исследовательских процедур. В статье рассматриваются современные методические тенденции развития психологии мышления. Обсуждаются ограничения известных методов изучения мыслительных процессов. На примере трех разноплановых исследований (классификации проблемных ситуаций, переноса способа решения задачи и описания полной структуры решения) предлагаются новые экспериментальные и неэкспериментальные процедуры, которые позволяют анализировать репрезентацию задачи. Для объективации процесса решения мыслительной задачи было использовано несколько различных методических приемов. Предложенная модификация метода «Да-Нет» позволяет за счет варьирования наличия/отсутствия определенных структурных элементов алгебраической задачи убедиться в том, что испытуемые могут определять, решаются ли предъявленные им проблемные ситуации, с опорой именно на эти элементы. В зависимости от роста компетентности испытуемых увеличивается и количество типов задач, с которыми они успешно справляются. Использование в исследовании задач, организованных в семейства на основе их структурного сходства, позволяет изучать роль тех или иных элементов в переносе найденного способа решения. Построение парадигмы (класса единиц, соположенных по какому-то основанию, но при этом закономерным образом противопоставленных друг другу) на основе использования уравнений, имеющих предметную интерпретацию, делает возможным непосредственно оценить частоту появления различных репрезентаций задачи и интерпретировать разнотипные ошибки решения. Все исследования выполнены на материале алгебраических текстовых задач. Развитие методов исследования не только вносит вклад в решение классических проблем, но и обеспечивает постановку новых, выступая катализатором теоретического и экспериментального изучения психологических механизмов решения мыслительных задач. |
|
|