@ARTICLE{26583223_104756696_2013, author = {В. Ф. Спиридонов}, keywords = {, мыслительная задача, экспериментальные и неэкспериментальные методы изучения процесса решения задачрепрезентация мыслительной задачи в ходе решения}, title = {Новые методы изучения мыслительных процессов}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2013}, volume = {10}, number = {4}, pages = {5-38}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2013-10-4/104756696.html}, publisher = {}, abstract = {Состояние дел в психологии мышления характеризуется методическим «голодом»: список известных исследовательских методов не велик, и их не отнесешь к разряду новых. Основное затруднение заключается в недоступности ни исследователю, ни самому решателю ключевой структуры в ходе мыслительного процесса - репрезентации задачи. Ее существенные особенности могут быть выявлены только в результате специальных исследовательских процедур.В статье рассматриваются современные методические тенденции развития психологии мышления. Обсуждаются ограничения известных методов изучения мыслительных процессов. На примере трех разноплановых исследований (классификации проблемных ситуаций, переноса способа решения задачи и описания полной структуры решения) предлагаются новые экспериментальные и неэкспериментальные процедуры, которые позволяют анализировать репрезентацию задачи. Для объективации процесса решения мыслительной задачи было использовано несколько различных методических приемов. Предложенная модификация метода «Да-Нет» позволяет за счет варьирования наличия/отсутствия определенных структурных элементов алгебраической задачи убедиться в том, что испытуемые могут определять, решаются ли предъявленные им проблемные ситуации, с опорой именно на эти элементы. В зависимости от роста компетентности испытуемых увеличивается и количество типов задач, с которыми они успешно справляются. Использование в исследовании задач, организованных в семейства на основе их структурного сходства, позволяет изучать роль тех или иных элементов в переносе найденного способа решения. Построение парадигмы (класса единиц, соположенных по какому-то основанию, но при этом закономерным образом противопоставленных друг другу) на основе использования уравнений, имеющих предметную интерпретацию, делает возможным непосредственно оценить частоту появления различных репрезентаций задачи и интерпретировать разнотипные ошибки решения. Все исследования выполнены на материале алгебраических текстовых задач.Развитие методов исследования не только вносит вклад в решение классических проблем, но и обеспечивает постановку новых, выступая катализатором теоретического и экспериментального изучения психологических механизмов решения мыслительных задач.}, annote = {Состояние дел в психологии мышления характеризуется методическим «голодом»: список известных исследовательских методов не велик, и их не отнесешь к разряду новых. Основное затруднение заключается в недоступности ни исследователю, ни самому решателю ключевой структуры в ходе мыслительного процесса - репрезентации задачи. Ее существенные особенности могут быть выявлены только в результате специальных исследовательских процедур.В статье рассматриваются современные методические тенденции развития психологии мышления. Обсуждаются ограничения известных методов изучения мыслительных процессов. На примере трех разноплановых исследований (классификации проблемных ситуаций, переноса способа решения задачи и описания полной структуры решения) предлагаются новые экспериментальные и неэкспериментальные процедуры, которые позволяют анализировать репрезентацию задачи. Для объективации процесса решения мыслительной задачи было использовано несколько различных методических приемов. Предложенная модификация метода «Да-Нет» позволяет за счет варьирования наличия/отсутствия определенных структурных элементов алгебраической задачи убедиться в том, что испытуемые могут определять, решаются ли предъявленные им проблемные ситуации, с опорой именно на эти элементы. В зависимости от роста компетентности испытуемых увеличивается и количество типов задач, с которыми они успешно справляются. Использование в исследовании задач, организованных в семейства на основе их структурного сходства, позволяет изучать роль тех или иных элементов в переносе найденного способа решения. Построение парадигмы (класса единиц, соположенных по какому-то основанию, но при этом закономерным образом противопоставленных друг другу) на основе использования уравнений, имеющих предметную интерпретацию, делает возможным непосредственно оценить частоту появления различных репрезентаций задачи и интерпретировать разнотипные ошибки решения. Все исследования выполнены на материале алгебраических текстовых задач.Развитие методов исследования не только вносит вклад в решение классических проблем, но и обеспечивает постановку новых, выступая катализатором теоретического и экспериментального изучения психологических механизмов решения мыслительных задач.} }