|
2013. т. 10. №2
|
Специальная тема выпуска:
Психология рефлексии (К 75-летию В.А.Лефевра)
|
24–45
|
В статье ставятся и обсуждаются методологические проблемы этимологического анализа такой важной, но недостаточно изученной высшей психологической функции, как рефлексия. Реконструируется история проникновения этого латинского термина в русскую словесность (литературу, философию) и схематизируется периодизация развития значений понятия «рефлексия» в отечественной психологии. При этом этимология рефлексии трактуется в качестве методологического средства построения онтологических представлений о категоризируемой ею психологической реальности, что служит философским основанием для разработки теоретических моделей структуры рефлексивности. В итоге предлагается психологически дифференциацированная типология видов рефлексии и их обобщенная трактовка при энциклопедическом обобщении междисциплинарных значений современного философско-научного понятия «рефлексия» как концептуально-методологического базиса для построения теории рефлексии. |
|
46–74
|
При анализе различных философских традиций: трансцендентальной, марксистской, экзистенциально-герменевтической - создаются основания для нового ракурса рассмотрения рефлексии. На основе обращения к современным методологическим подходам в исследовании рефлексии и ориентировка на созданную систему его принципов разрабатывается новая модель рефлексии (сетевая функциональная модель). Опираясь на выработанные философско-методологические основания, мы предлагаем новое понимание рефлексии в рамках культурно-исторического и диалогического подходов. |
|
75–86
|
В рамках развиваемого авторами статьи рефлексивно-смыслового подхода к пониманию личностного самоопределения рассматривается продукт этого процесса – готовность к самореализации – как психологическое образование мотивационной (установочной) природы, имеющее сложную структуру. Предлагается эмпирическая верификация представлений о готовности к самореализации через самоотношение, самоактуализацию и смысложизненные ориентации личности. |
|
87–97
|
Формальная логика научного знания, преподаваемого студентам в вузе, задает образ кажущейся замкнутости и отделения науки от широкой культуры. Вместе с тем одна из функций научных картин мира должна обеспечивать объективизацию соотносимых с ней научных знаний, их понимание и включение в культуру. Даже очень рафинированное и формализованное знание остается представленным словами, словами посредника – преподавателя, выступающего культурным медиатором, выводящим студента как субъекта научного знания из замкнутой конструкции науки. Культурные медиаторы, включенные в процесс научного познания в вузе, позволяют студентам, как субъектам научного познания, находящимся в разных научных дискурсах, найти общие точки для построения событийной коммуникации через метафоры. |
Персонология
|
98–121
|
Проводится сравнительный анализ сетевой и реальной идентичности на материале шкалы «Аспекты идентичности» (Дж. Чик и др.) и глубинного интервью у активных пользователей социальных сетей 15-25 лет (42 человека). Проверяются гипотезы о различии отдельных параметров идентичности в сети и в реальности и о половозрастных различиях, связанных с самопрезентацией. Выявлены гендерные и возрастные различия в показателях по шкалам идентичности (для социальной идентичности в сети и в реальности и для поверхностной идентичности в сети), а также в отношении разницы показателей в реальности и в сети (по индивидуальной и реляционной идентичности). |
Психодиагностика
|
122–137
|
Статья посвящена апробации Опросника самостей (The Selves Questionnaire, E.T. Higgins) на русскоязычной выборке. Разработка нового инструмента связана изучением представлений личности о себе при анализе ее самости. Опросник позволяет оценить несоответствие или расхождения между различными аспектами «концепта самости» (self-concept), в частности между «актуальной самостью» и/или «идеальной самостью» или «должной самостью», с двух позиций: собственной или «значимого другого». В процессе апробации осуществлена проверка инструмента на тест-ретестовую надежность. Результаты психометрической проверки показали удовлетворительные характеристики методики ввиду ряда особенностей ее проведения и обработки, которые обсуждаются в данной статье. Выявлены проблемные области для дальнейшей адаптации и валидизации инструмента. |
Позитивная психология
|
138–147
|
В статье описываются введенные в теории самодетерминации конструкты автономной и контролируемой, т.е. глубоко и поверхностно интернализированной мотивации, и их применение к области религии. Исследования подтверждают общие выводы, например, что одна и та же деятельность в зависимости от мотивации может иметь противоположные последствия для психологического благополучия человека, и затрагивают специфические для религии вопросы – буквальный и символический подходы к вере, экстремизм. В эмпирической части статьи представлены данные апробации русскоязычной версии опросника автономной и контролируемой мотивации в области религии (Интрел). |
Короткие сообщения
|
148–154
|
В статье кратко излагаются существующие на сегодняшний день объяснения природы субъективного переживания эмоций различных модальностей, а также предлагается альтернативное объяснение, связывающее возникновение и усиление переживания с действиями подавления двигательной готовности и спонтанного реагирования на эмоциогенный стимул. В исследовании, проверяющем это объяснение, сравнивались реакции испытуемых при просмотре забавного мультфильма в трех условиях: со свободно выражаемой экспрессией, при ее подавлении и при замене спонтанной экспрессии (улыбки) искусственной (хлопки в ладоши). Результаты подкрепляют гипотезы исследования. |
|
155–164
|
Статья посвящена вопросу о том, в какой степени распознавание эмоций является универсальной способностью, не зависящей от типа стимулов. Проведено эмпирическое исследование точности распознавания эмоций при восприятии двух типов стимулов – поведение людей и музыкальные фрагменты. Показатели точности распознавания эмоций в этих двух сферах оказались положительно связаны. Предлагается в дальнейших исследованиях различать два аспекта способности к распознаванию эмоций, один из которых носит более универсальный, а другой – более специфический характер. |
|
165–172
|
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей родительских установок матерей с разным уровнем личностной зрелости. Составившие меньшинство мамы с высокой личностной зрелостью отличаются отсутствием авторитарности по отношению к своим детям. |
Обзоры и рецензии
|
173–180
|
В настоящей статье приводится краткий анализ результатов исследований связи синестезии естественного развития (developmental synaesthesia) с особенностями познавательных процессов и творческими способностями. На основании современных открытий предлагается уточнить психологический статус рассматриваемого феномена. |
|
|