|
2012. т. 9. №1
|
Теоретико-эмпирические исследования
|
5–18
|
Статья посвящена анализу особенностей использования различных типов мысленных образов юными спортсменами, занимающимися разноплановыми видами спорта. Подтверждена гипотеза об использовании юными спортсменами различных типов образов в соответствии с особенностями конкретного вида спорта. Выявлена возрастная специфика использования различных видов образов. Установлена связь между применением спорстменами образов и уровнем развития их воображения. Показана эффективность использования прыгунами в воду и футболистами разработанной авторами комплексной программы применения образов. |
Специальная тема выпуска:
Персонология
|
21–39
|
В статье обосновываются перспективы развития общей персонологии, устанавливающей многомерные отношения психологии к «личности» как своему предмету, создателю, адресату, цели и идеалу. Новая область психологического познания и практики позиционирует себя в качестве «науки личности – о личности – для личности – во имя личности». Намечаются четыре исследовательских проекта, посвященных персонологической интеграции фундаментальной, консультативной и культурной психологии личности. Подчеркивается необходимость синтеза теории, консультативных моделей, герменевтического опыта в подходах к индивидуальной личности, который направлен на раскрытие потенциала ее самополагания, самопознания и жизненного диалога с другими. |
|
40–61
|
В первой части статьи рассматривается одностороннее и двустороннее взаимодействие в пространстве взаимодействия пары аналитик-клиент. Обсуждается принадлежность психологической территории взаимодействия. Во второй части поднимаются вопросы позиционного неравенства и ответственности в диаде психотерапевт – клиент и его основания. Автор разделяет понятия позиционного и инструментального неравенства и их обоснованность с точки зрения аналитического процесса. Как следствие обсуждаются сильные и слабые места иерархизированного подхода. Ставится вопрос возможности и условиях равной ответственности терапевта и клиента на инструментальном уровне взаимоотношений. В заключение предлагается схема, которая может быть спроецирована на терапевтические отношения. Условная матрица представлена в виде двух осей, динамической и структурной, которые рассматривают отношения двух людей в качестве перекрестков от младенчества до старости и от уровня «организма» до уровня «человек». Такая схема позволяет наметить новые пути исследований в аналитической психологии и конкретные направления и формы использования вариативных подходов в практике. |
|
62–75
|
Статья содержит анализ практического преломления феноменологического метода применительно к психотерапии. Детально рассматривается процесс восстановления и поддержания переживания посредством его феноменологического сопровождения. Особое внимание уделяется прикладному применению принципа прегнантности для психотерапии. Осознавание представлено в качестве процесса, принадлежащего терапевтическому полю и лежащего в основе построения терапевтических интервенций терапевта. |
|
76–82
|
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития личности в ходе внутреннего диалога. Основное внимание уделяется исследованию его перцептивной стороны – отражению субъекта в системе «Я – Другое-Я». На основе экспериментального исследования развивающей функции внутреннего диалога в статье предлагается рекурсивная модель личностного развития субъекта при его обращении к образам Другого-Я. |
Интердисциплинарные исследования
|
83–94
|
В работе представлен обзор работ, фиксирующих результаты экономических экспериментов, анализирующих взаимосвязь между поведением агентов в стандартных экономических экспериментах (таких, как диктаторские игры, игры ультиматум, дилемма заключенного и др.) и соотношением длины указательного и безымянного пальцев на руке (2D:4D). Показывается, что в целом ряде экспериментов соотношение 2D:4D, характеризующее уровень пренатального тестостерона участников, может оказывать значимое влияние на поведение участников и результаты экспериментальных игр. |
Короткие сообщения
|
95–103
|
В статье описаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи представлений студентов старших курсов о различных составляющих профессиональной деятельности и ведущего способа профессионального самоопределения. Анализируется функционирование личностных барьеров, препятствующих осознанию субъектами профессионального самоопределения существующих у них возможностей. |
|
104–112
|
В статье рассматривается вариант коннеционистской модели чтения и ее применимость для русского языка. Модель была адаптирована путем введения морфологической составляющей и предварительно оценена на выборке, состоящей из 171 школьника 4-х, 6-х и 8-х классов. Показатели модели объяснили примерно 60% дисперсии, а ее морфологическая составляющая оказалась, как и предполагалось, информативной для предсказания навыков понимания русского языка и правописания. |
|
113–125
|
В статье анализируется связь среднего психометрического интеллекта стран (национального IQ) с тремя демографическими показателями (рождаемостью, младенческой смертностью и продолжительностью жизни). Эта связь рассматривается на множестве 129 стран, являющихся представительной выборкой стран мира, и на множестве стран, населенных европейцами. В то время как на множестве 129 стран все три демографических показателя характеризуются высокими корреляциями с национальным IQ, на множестве стран, населенных европейцами, связь рождаемости с национальным IQ отсутствует. |
|
126–134
|
Исследовалась связь эффективности и времени распознавания эмоциональной просодики речи испытуемыми с составляющими их эмоционального интеллекта, измеренными методом самоотчета (опросник ЭмИн). Было показано, что результаты опросника в определенной степени отражают когнитивную составляющую эмоционального интеллекта, связанную с восприятием эмоциональной интонации речи в различных условиях акустической среды. Наиболее сильная прямая связь наблюдалась между эффективностью распознавания эмоций со шкалой «понимание эмоций» и субшкалами «понимание своих эмоций» и «понимание чужих эмоций» опросника ЭмИн. |
|
135–143
|
В статье рассматривается проблема связи имплицитных представлений о верующих и атеистах с демографическими и мировоззренческими характеристиками носителей этих представлений. Описано исследование, посвященное изучению этой связи на выборке студентов (N=216) с использованием методики «24 добродетели», опирающейся на концепцию личностных достоинств (К. Петерсон и М. Селигман). Обнаружены значимые различия между представлениями студентов о верующем и атеисте, а также связи содержания этих представлений с гендером и мировоззрением студентов. Склонность верить в сверхъестественное определяла степень содержательного соответствия представлений студентов о верующем и атеисте с их представлениями об идеале и о себе. Результаты ставят вопрос о взаимозависимости между развитием у субъекта определенных типов мировоззрения и его имплицитных представлений о людях, которым эти типы присущи. |
Обзоры и рецензии
|
144–152
|
В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований чувства юмора у одаренных людей. По данным ряда исследований, различные параметры чувства юмора коррелируют с креативностью и интеллектом. Делается вывод о том, что чувство юмора может служить маркером одаренности. |
|
153–161
|
В статье представлен обзор высказываний об идентичности в философии. Проанализированы традиции понимания идентичности как внутреннего тождества и как соответствия условиям культуры. Рассмотрено развитие этих взглядов рамках психологического знания. Выделены дихотомические характеристики «внутренняя сущность – согласованность с социальными ценностями», «единство постоянства и изменчивости», «проблема целостности и адаптации», которые отражают сущность идентичности. Рассмотрены особенности развития идентичности в первой и второй половине жизни. |
Научная жизнь
|
|