|
2011. т. 8. №4
|
Философско-методологические проблемы
|
3–28
|
Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на авторской реконструкции, систематизации и методическом преломлении идей указанных мыслителей. |
Специальная тема выпуска:
Психология Интернета
|
35–58
|
Компьютерными играми увлекаются в любом возрасте: наряду с подростками (им посвящено большинство исследований) все более многочисленными становятся взрослые геймеры, однако исследований, посвященных данной группе игроков, пока недостаточно. В настоящей статье проведен обзор психологических исследований взрослых геймеров и представлено исследование их психологических особенностей в сравнении со старшими подростками. Представлена типология компьютерных игр. Исследование выполнено как онлайновое. Применены следующие методики: список личностных предпочтений А.Эдвардса, локус контроля и Личностные факторы принятия решений. Рассмотрены связи между психологическими особенностями взрослых геймеров и 1) типом предпочитаемой ими компьютерной игры, 2) их полом, 3) игровым опытом и 4) продолжительностью игры в течение недели. |
|
59–72
|
В статье исследуется проблема влияния информационных технологий на развитие дошкольника. В частности, обсуждаются результаты формирующего эксперимента, в котором изучалось влияние компьютерных обучающих игр на развитие мышления детей 6–7 лет. Предпринята попытка определить степень развивающего эффекта. Представлено теоретическое и экспериментальное обоснование предположения о том, что компьютерная игра способствует развитию практического мышления. |
|
73–101
|
Представленная работа посвящена изучению отношения между переживанием опыта потока (одним из основных феноменов, описанных в позитивной психологии) в ходе компьютерной игры и интернет-зависимостью. В ходе теоретического анализа показано, что хотя интернет-зависимость и «опыт потока» отчасти сходны во внешних проявлениях, так как оба феномена относятся к повторению поведения, но психологический смысл этих явлений различен. При рассмотрении интернет-зависимости показано, что, помимо психологических характеристик, большое значение имеют принятые в обществе социальные нормы. При анализе опыта потока отмечается его связь с параметрами субъективности и личного выбора. В эмпирическом исследовании с участием 1574 игроков в компьютерные игры, проживающих в Китае, показано, что опыт потока в ходе компьютерной игры и интернет-зависимость не связаны друг с другом прямо: важную промежуточную роль играют принятые в обществе нормы, возраст, пол, а также особенности внутренней мотивации игрока. |
|
102–119
|
У пользователей специализированных программных систем (ученых и специалистов различного профиля) не всегда есть возможность и желание приспосабливаться к сложному интерфейсу программы. Особенно важен вопрос человеческого фактора при работе с виртуальной реальностью. Эта статья посвящена изучению особенностей взаимодействия пользователя с виртуальной реальностью, состояния присутствия, его влияние на способности пользователя решать задачи на пространственное преобразование (тест «кубики Коса»). |
Практическая психология
|
120–127
|
В статье представлена модель супервизорского сопровождения, ориентированная на молодых специалистов центра дистанционного экзистенциально-аналитического консультирования. Раскрыты цели, задачи и результаты супервизорской поддержки, методологический базис модели, описаны и обоснованы форматы организации супервизий. |
Обзоры и рецензии
|
128–133
|
Ориентация субъекта в условиях противоречия на отвержение одной из оппозиционных интерпретаций в пользу другой или на отвержение сразу обеих и альтернативное этой тенденции изыскание возможностей полагания обеих интерпретаций истинными затрагивают многие психические процессы. Следовательно, в целях диагностики применяемого субъектом способа понимания противоречий может быть использован целый ряд методик. В статье представлен обзор существующих методик, направленных на оценку процессов категоризации, искажения нового опыта, направленности внимания при восприятии объектов и объяснении и предсказании событий, субъективного контроля, выбора, поиска выхода из ситуации, интеграции форм мышления, самосознания и гибкости стратегий действия. |
|
134–146
|
В статье приводится обзор исследований, посвященных феномену подсказки при решении задач с точки зрения психологии творчества. Сопоставляются исследования подсказки-прайма в элементарных когнитивных задачах и подсказки в сложных мыслительных задачах. Дан краткий обзор видов прайминга. Описаны исследования чувствительности к праймингу на разном уровне креативности и при разной установке на креативность. Выделяется преднастройка как особая разновидность прайминга, не связанного содержательно с решением. Приведены исследования эмоционально-мотивационной, когнитивной и телесной преднастройки, улучшающей решение задач. В заключение описываются теории механизмов действия прайминга. |
|
|