|
2005. т. 2. №2
|
Философско-методологические проблемы
|
3–23
|
Проблема картины мира восходит к И. Канту и выступает как проблема категорий сознания, в которых структурируется, упорядочивается опыт субъекта познания. Картина мира — интегральное образование, определяющее поведение человека и включающее не только когнитивные, но и ценностные, эмоциональные аспекты. Картина мира субъекта раскрывается через становление самого субъекта в широком контексте его смыслообразования, «еще не ставшего бытия», в контексте мало изученной категории судьбы. Обсуждаются психосемантические техники анализа картины мира, а также эксперименты с использованием гипноза. |
Теоретико-эмпирические исследования
|
24–51
|
Профессиональное самоопределение личности чаще всего рассматривается как процесс выбора на этапе окончания средней школы. В статье представлены результаты эмпирического исследования стратегий самоопределения на следующем, не менее важном этапе—на этапе окончания вуза. Анализируются результаты исследования стратегий профессионального самоопределения и имплицитных концепций профессионализма выпускниц столичных и региональных вузов (технических, педагогических, творческих). |
Специальная тема выпуска:
Экзистенциальная психология и психотерапия (к 100-летию Виктора Франкла)
|
55–64
|
В статье описаны факты, касающиеся жизни, творчества и личности Виктора Франкла, одного из известнейших и крупнейших психологов ХХ в., основателя экзистенциальной психологии и логотерапии. Эти материалы дают возможность не только оценить научный вклад Франкла в психологию и психотерапию, но и представить и понять его как человека, обладавшего неповторимой, ему одному присущей совокупностью личностных особенностей и черт характера. |
|
65–80
|
В отличие от большинства авторов психологических концепций, использующих разделение на физическое и психическое, Франкл в своей теории нематериальное в человеке подразделяет на два измерения — психическое и ноэтическое. Данное различение является принципиальным как для теории психологии (для теоретической психологии личности прежде всего), так и для ее практических разделов — психотерапии и психологического консультирования. В статье показана обусловленность ключевых техник логотерапии (парадоксальной интенции и дерефлексии) теоретическими построениями Франкла. Однако значение теории Франкла для психотерапии видится не столько в разработке новых терапевтических техник, сколько в обосновании новой методологии психотерапии, суть которой заключается в акцентировании ноэтического измерения человека, его человеческой сущности. Переход от традиционной (связанной исключительно с психофизическим планом существования человека) к новой психотерапии — это движение к терапии, позволяющей человеку проживать себя как ноэтическое существо. |
|
81–98
|
Экзистенциальный анализ — психотерапевтическое направление, уходящее своими корнями в экзистенциальную философию — ставит своей целью помочь человеку обрести способность жить с внутренним согласием. Это подразумевает активизацию аутентичной свободной воли и ответственности человека. Метод, который используется для этой цели, называется «персональный экзистенциальный анализ». Он содержит три шага, которые помогают актуализировать способность ноэтического измерения человека обращаться с внутренним и внешним миром и находить адекватный индивидуальный способ поведения в конкретной ситуации. Практическое применение этого метода показано в стенограмме терапевтической беседы, снабженной пояснительными комментариями о ходе терапевтического процесса. |
|
99–109
|
В статье кратко описаны теоретическая и методическая база современного экзистенциального анализа — концепция четырех фундаментальных мотиваций, методы и техники консультативной и психотерапевтической работы. На примерах из практики и статистических данных показано, что применение экзистенциального анализа позволяет телефонной психологической службе работать с широким спектром обращений клиентов, а также приближает ее по эффективности к очной психологической консультации. |
Короткие сообщения
Обзоры и рецензии
|
|