ПОЗДРАВЛЕНИЯ2021-02-19 00:00:00
Дорогие читатели!
Сообщаем, что журнал с настоящего времени будет размещать поздравления авторам-юбилярам в свободном доступе на сайте журнала. Будем рады Вашим предложениям и откликам!
Редакция нашего журнала рада поздравить с Юбилеем выдающегося психолога, внесшего неоценимый вклад в создание и становление вначале факультета, а затем департамента психологии Высшей школы экономики, доктора психологических наук, профессора Владимира Дмитриевича Шадрикова!
Владимир Дмитриевич — один из наиболее известных и влиятельных теоретиков и исследователей в области психологии профессиональной деятельности. Он является автором теории системогенеза деятельности, теории способностей и одарённости, концепции неокогнитивной психологии. В теории системогенеза деятельности экспериментально обосновывается модель психологической функциональной системы деятельности и раскрывается динамика её формирования в процессе освоения конкретной деятельности. Перспективность системогенетического подхода как теоретической основы научения подтверждена на уровне освоения игровой, учебной и трудовой деятельности.
В теории способностей и одарённости впервые раскрыто содержание понятий «способности» и «одарённость», решена психофизиологическая проблема на уровне способностей и одарённости, предложена и обоснована структура способностей и одарённости, раскрыта связь способностей и познавательных процессов, предложены конкретные методы развития способностей, дано общее понимание способностей, выходящее за рамки когнитивных процессов.
В концепции неокогнитивной психологии рассматривается мысль как основная категория психологии. Раскрывается структура и содержание предметной мысли, процессы её порождения. Анализируется эволюция предметной мысли и развития мышления. Заслуги В.Д. Шадрикова в области психологии отмечены премией Президента РФ в области образования за комплекс работ: «отечественное направление в психологии творчества и одарённости» (1999), премией Министерства высшего и среднего специального образования СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений за работу «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1986), премией Президиума РАН (1996) имени С.Л. Рубинштейна за цикл работ по психологии способностей, золотой медалью «За достижения в науке» Российской академии образования.
Научную работу В.Д. Шадриков успешно сочетает с научно-педагогической деятельностью. Под руководством Владимира Дмитриевича подготовлено свыше 10 докторских и 50 кандидатских диссертаций. Является автором более 350 научных работ, из них – около 35 монографий.
Научную и педагогическую деятельность В.Д. Шадриков успешно сочетает с организационной работой. Он является членом редколлегий ведущих психологических журналов, председателем Диссертационных советов по защите диссертаций на соискание научной степени кандидата и доктора наук, членом УМО по психологии по классическому университетскому образованию, членом Президиума РПО и других организаций, председателем Кадровой комиссии НИУ ВШЭ и др.
Деятельность В.Д. Шадрикова отмечена государственными и ведомственными наградами: орденом «Почета» (2002), орденом «За Заслуги перед Отечеством IV степени» (2012), почетной грамотой Правительства Российской Федерации (1999), нагрудным знаком "Почетный работник науки и техники Российской Федерации" (2007), почетной грамотой Высшей школы экономики (2013), почетным знаком I степени Высшей школы экономики (2016), медалями им. Н.К. Крупской (1989), им. К.Д. Ушинского (1989), им. А.С. Макаренко (1990), медалью «Признание - 15 лет успешной работы» НИУ ВШЭ (2018), дипломом Олимпийского комитета России за вклад в Отечественное олимпийское движение (1994), орденом Св. благоверного князя Даниила Московского (Российская патриархия, 2001), почетным званием «Патриарх российской психологии» (в рамках XXIII Национального конкурса «Золотая Психея», 2022).
Помимо яркой и блестящей научной карьеры, всю свою жизнь Владимир Дмитриевич интересовался и занимался проблемами педагогики и образования не только в теории, но и на практике. Он один из крупнейших организаторов системы школьного и вузовского образования в нашей стране, заслуги которого перед системой образования еще только предстоит осмыслить в полной мере. Владимир Дмитриевич начал управленческую карьеру с позиции ректора Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского (1982-1985). За время работы в этой должности он внес существенный вклад в развитие возглавляемого вуза и совершенствования всех сторон его деятельности (институт стал призером Всесоюзного конкурса высших учебных заведений, присуждение институту переходящего знамени ЦК КПСС и Совета Министров СССР; дано развитие психологической науки и образования в институте – открытие новых психологических кафедр и направлений психолого-педагогической подготовки специалистов). Под руководством В.Д. Шадрикова была создана единая психологическая служба системы образования Ярославской области, опыт деятельности которой послужил основой для создания аналогичных служб во многих регионах страны.
Далее Владимир Дмитриевич занимал должность заместителя министра просвещения СССР и ряд других должностей. За время государственной службы ему удалось, среди прочего: - разработать концепцию и учебный план для нового типа учебных заведений – профессионально-технических училищ со средним образованием; - способствовать появлению новых типов образовательных учреждений: гимназий, лицеев, кадетских училищ; - провести первый конкурс учебников для общей образовательной школы в целых созданиях информационной базы для индивидуализации обучения (по математике, физике, химии); - разработать вариативную основу из программ для дошкольных образовательных учреждений (детских садов) – 14 программ; - сократить наполняемость классов на 30 – 40 %; - участвовать в рабочей группе по разработке Федерального закона "Об образовании" (1992).
После завершения государственной службы В.Д. Шадриков стал инициатором и участником организации факультета психологии в Государственном университете – Высшей школе экономики (с 2008 г. – НИУ «ВШЭ»). Занимая должность директора Института содержания образования НИУ ВШЭ, под руководством Владимира Дмитриевича выполнен ряд государственных проектов (2001-2014), связанных с разработкой государственных образовательных стандартов, совершенствованием системы лицензирования и аккредитации, модернизацией педагогического образования, мониторингом качества подготовки в педагогических вузах, методикой оценки уровня квалификации педагогических кадров, диагностикой развития способностей, эволюцией мыслей.
Редакция журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" и все сотрудники и студенты департамента психологии НИУ ВШЭ невероятно ценят безграничные усилия Владимира Дмитриевича по созданию поистине передового научного, образовательного, методического и экспертного центра по психологии в России, которым является департамент психологии НИУ ВШЭ. Владимиру Дмитриевичу хочется горячо пожелать долгих лет, крепкого здоровья и продолжения его замечательных научных исследований, действительно определяющих развитие отечественной психологии, предвосхищающих многие тренды и тенденции, опережая свое время на годы и десятки лет.
|
|
|