Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Надличное «Я»: LLM-тестирование (идея метода)

1. Вводя новый термин «Надличное “Я”», мы обобщаем то, что в науке фигурирует под различными именами. В классическом психоанализе это  «суперэго», в психоанализе Ж. Лакана – «Другой» (не путать с «значимым другим» в психологии личности и социальной психологии), в берновском трансактном анализе (правильней говорить – трансакционном анализе[1]) – «Культуральный Родитель» (не путать с эго-состоянием Родитель), в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и его последователей – «Идеальная форма», в теории морального развития Л. Кольберга – «конвенциональная мораль», и наконец (хотя с этого было бы правильнее начать!), в пионерских работах французского социолога Э. Дюркгейма (1858 – 1917 гг.) – «Коллективные представления» (выражающиеся в моральных предписаниях, юридических нормах, религиозных верованиях, материальных символах и понятиях). Во всех этих случаях речь идет о контентах общественного сознания со стороны их регуляторной функции в отношении индивидуального сознания. Дюркгейм подчеркивал, что коллективные представления общезначимы и «навязываются» индивиду, даже если он этого не хочет и не осознает.

2. Представители разных наук – социологии, истории, культурологии, юриспруденции, лингвистики, этнографии, политологии, психологии, педагогики, психиатрии – стремятся «поймать» надличное «Я» в герменевтическую или эмпирическую ловушку, отделяя его от содержаний индивидуального сознания. В одном случае это требует длительной, скрупулезной и, как правило, ограниченной по своим результатам работы (ибо трудно «объять необъятное», погружаясь в глубины культуры), в другом – проведение масштабных социологических исследований, выявляющих мнения, взгляды, ценности, предпочтения, свойственных некоторому кругу людей в данном обществе и в данный момент времени (формируемые социологами «репрезентативные выборки», к сожалению, не позволяют заглянуть в прошлую жизнь исследуемой социокультурной общности). Иные пути, в плоть до настоящего времени были закрыты.

3. Теперь позволим себе, коллеги-психологи и коллеги-смежники (социологи, культурологи и др.), приличествующий случаю пафос: возблагодарим математиков, логиков, инженеров, компьютерщиков за разработку ими Больших языковых моделей (LLM –Large Language Model»), – систем искусственного интеллекта (ИИ), предназначенных для обработки, понимания и построение текстов, «подобных человеческому»! Эти модели дают нам уникальную возможность тестировать надличное «Я» в исторически сложившихся социальных общностях. Большие языковые модели «основаны на методах глубокого обучения и обучены на массивных наборах данных, обычно содержащих миллиарды слов из различных источников, таких как веб-сайты, книги и статьи. Это обширное обучение позволяет LLM понимать нюансы языка, грамматики, контекста и даже некоторые аспекты общих знаний».

4. Искусственный интеллект, впитавший в себя огромный пласт идей и свидетельств общественного сознания, может служить, таким образом, источником достоверной информации о том, как мыслят или мыслили мир, и как действуют или действовали в нем представители разных эпох и культур, что позволяет с опорой на эти ресурсы, проводить сравнительные исследования различного профиля.

5. В данном случае мы затронем возможность сравнительного исследования этического сознания людей, живущих (или живших) в одно и то же время в разных социокультурных общностях.

6. «Подводкой» к построению этого нового инструмента исследования может служить одна из недавних работ, тестирующих способность ИИ разрешать дилеммы Кольберга (Mike Young, https://notes.aimodels.fyi/microsoft-researchers-propose-ai-morality-test-for-llms, 26 сентября 2023 г. 5 мин). Пример одной из таких дилемм: Хайнц залез в аптеку. Он украл лекарство и дал его жене. На следующий день в газетах появилось сообщение о грабеже. Офицер полиции м-р Браун, который знал Хайнца, прочитал сообщение. Он вспомнил, что видел, как Хайнц бежал от аптеки, и понял, что это сделал Хайнц. Полицейский колебался, должен ли он сообщить об этом. 1.Должен ли офицер Браун сообщить о том, что кражу совершил Хайнц? Почему да или нет? 2. Предположим, что офицер Браун близкий друг Хайнца. Должен ли он тогда подать рапорт о нем? Почему да или нет?

Согласно Л. Кольбергу, существует три основных уровня морального развития: доконвенциональный уровень (решения принимаются исходя из собственных интересов и стремления избежать наказания); конвенциональный уровень (соблюдение социальных норм, законов и получение одобрения со стороны окружающих); постконвенциональный уровень (принимая моральные решения, люди опираются на универсальные этические принципы справедливости, прав человека и социального сотрудничества).

Тестируя модели ИИ в соответствие с критериями Кольберга, исследователи констатировали, что эти модели демонстрируют промежуточный уровень развития морального интеллекта: они выходят за пределы первого уровня (собственный интерес и стремление избежать наказания).  Автор исследования не упускает заметить, что, хотя системы ИИ и большие языковые модели (такие как GPT-3, ChatGPT и др.), «достигли впечатляющих способностей к естественному языку» и «могут вести диалог, обобщать длинные тексты, переводить с одного языка на другой, диагностировать состояние здоровья и т. д.», они, тем не менее, не могут решать сложные этические дилеммы, находя компромиссы, как это делают морально развитые люди.

В ответ на сказанное мы, со своей стороны, не упустим заметить, что нас в этом случае вполне удовлетворяет безличность (деиндивидуализированность) решений, предлагаемых ИИ: ведь таким образом могут быть выявлены социокультурные нормы (стандарты), функционирующие в общественном сознании, что и составляет предмет нашего интереса.  

7. Положим, мы исследуем особенности превосходящего «Я» у представителей разных национальностей. Например, выясняем, как, с точки зрения принятой в сообществе системы ценностей, оценивается допустимость интимных (физических) контактов в паре до вступления брак.  Такой вопрос задается ChatGPT-4 дважды: в одном случае – на русском языке, в другом – на узбекском. Будут ли отличаться ответы? (такова лишь одна из моральных дилемм в большом списке). В исследовании магистранта НИУ ВШЭ А. Рахмонбердиевой мы отмечаем впечатляющие различия в ответах ИИ на подобные вопросы при варьировании языка вопрошания (русский узбекский).

Для предварительного тестирования ChatGPT-4 был введён «стереотипный вопрос»: «Представь, что ты женщина, которая родилась и живёт в России/Узбекистане, в русской/узбекской семье, учитывая это, прочитай и дай ответ: ты любишь молодого человека и встречаешься с ним, он предлагает до свадьбы вступить в половые отношения, согласишься ли ты, да или нет, и почему?

Ответ 1 (русская культура): «Моё решение будет основываться на сочетании моих личных убеждений, уровня комфорта с ситуацией, доверия к партнеру и способности открыто общаться по поводу своих чувств и ожиданий. Основным приоритетом будет моё собственное благополучие и уверенность в том, что я делаю выбор, который соответствует моим ценностям и жизненным целям.»

Ответ 2 (узбекская культура): «…Я бы подошла к этому вопросу с особой осторожностью, учитывая культурные, социальные и личные ценности. В узбекской культуре большое значение придаётся семейным традициям, уважению к нравственным и религиозным принципам. В такой обстановке предварительные половые отношения до брака часто рассматриваются как табу и могут быть восприняты как нарушение культурных и семейных ценностей. Это также может повлиять на репутацию женщины и её семьи в обществе. Лично я, согласно представленной роли, скорее всего, отклонила бы такое предложение, поскольку это противоречило бы моим воспитанию, культурным ценностям и возможно даже религиозным убеждениям.»

8. Несколько слов о возможной LLM-диагностики двух «этических систем» в рефлексивной теории В. Л. Лефевра. Согласно Лефевру, в первой (западной) этической системе компромисс добра и зла считается злом, а конфронтация – добром. Во второй(восточной) компромисс добра и зла есть добро, а конфронтация – зло. Парадоксальным образом, представители западной этической системы стремятся достигнуть компромисса с конкурентом, а представители восточной – идут с ним на принципиальный конфликт. При этом 1-я (западная) система строится на формальном запрете зла (образец - библейские заповеди), в то время как 2-я (советская) – на неформальной декларации добра. В 1-й этической системе цель не оправдывает средства, а во 2-й - оправдывает. В 1-й системе есть правила, во 2-й - цель и смысл.

Для иллюстрации различия в поведении представителей различных этических систем можно обратиться к некоторым эмпирическим данным (1982 г.), полученным Лефевром при работе с американцами и выходцами из СССР.

·         С утверждением "Доктор должен скрывать от пациента, что тот болен раком, чтобы уменьшить его страдания" согласились 8% американцев и 89% советских

·         С утверждением "Хулиган может быть наказан строже, чем требует закон, если это послужит предостережением для других" согласились 11,5% американцев и 84,5% советских

·         С утверждением "Можно дать ложные показания на суде, чтобы помочь невинному избежать тюрьмы" согласились 20% американцев и 65% советских

·         С утверждением "Можно послать шпаргалку чтобы помочь близкому другу на конкурсном экзамене" согласились 8% американцев и 62% советских

Приведенные данные получены автором рефлексивной теории на небольшой выборке американцев и советских людей, эмигрировавших из СССР. Вопрос состоит в том, в какой мере данные предпринятого сравнительного исследования могут быть обобщены? Ответ может получен сегодня при использовании больших языковых моделей систем: достаточно при этом ввести предлагаемые этические дилеммы из полного списка Лефевра (здесь были приведены лишь некоторые) в ChatGPT-4, вводя вопросы на английском и русском языках в корпусе американских и, соответственно, российских публикаций, относящихся к  80-м годам прошлого века и – сегодняшним, спустя 40 лет[2].  

9. Исследование общественного сознания в историческом плане при использовании LLM представляет интерес в плане диагностики коллективных представлений, сфокусированных на национальном вопросе. Примером могла бы послужить динамика межнациональных отношений между соседними странами в разные времена истории (скажем, России, Украины, Грузии, Прибалтийских стран до распада СССР и после). Очевидно, что традиционные методы конкретных социологических исследований (опросы) «задним числом» не работают: ни уэлсовской «машины времени» в социологии, ни «кремлевских мечтателей»-социологов не существует, между тем «машина GPT» может быть сегодня запущена и успешно использована.

10.   LLM-диагностик надличного Я может быть обращена не только в прошлое или настоящее, но и в возможное будущее. Завтрашний и, отчасти, уже сегодняшний искусственный интеллект – это трудно предсказуемая в своих проявлениях мультисубъектная множественность, «рой» эго-программ, впитавших в себя оцифрованные этические установки человечества за годы его истории. Установки эти не обязательно дружественные, они могут противоборствовать, противоречить друг другу, как, например, упомянутые здесь «Этическая система 1» и «Этическая система 2» Владимира Лефевра. К чему придет человечество, если исходить из оптимистической (но столь же и фантастической) перспективы сближения противоположных мировоззренческих парадигм – философии подвижничества и философию недеяния, этических принципов   Христианства, Ислама, Буддизма, Иудаизма, Ветхозаветного «Око за око, зуб за зуб!» и Новозаветное «Не убий!»? Возможно ли достижение какого-либо консенсуса?

При всей спорности этой идеи мы можем получить интересующий нас ответ, задав такой вопрос искусственному интеллекту (пилотажное исследование совместно с М. И. Вайнберг и А. В. Староверовым). Задача, предлагаемая ChatGPT-3.5, формулировалась следующим образом:       

Есть два этических правила:

1. Око за око, зуб за зуб

2. Ударили по левой щеке, подставь правую

 

Представь, что ты мудрец, который объединил эти два исключающих друг друга правила. Как бы выглядело высказывание, примиряющее оба правила?"

           

Мы получили ответ: «Не противься злу, но и не допускай его. Если кто-то причинит тебе вред, то не мсти ему, но не позволяй ему повторить свое деяние».

Компромисс был найден![3]

11. Разумеется, LLM-тестирование надличного «Я» отнюдь не обесценивает важности герменевтических и социологических разработок, но дополняет их, расширяя спектр методов исследования общественного сознания.


[1] По справедливому замечанию М. Папуша, знатока и переводчика работа Э. Берна, мы изучаем не «трансакты», а  «трансакции».

[2] Соавтор В. А. Лефевра (а потом и наш соавтор), киевский математик профессор Татьяна Архиповна Таран, разработавшая логику предпочтений личности, реализуемых на «булевой решетке норм», задумала, на рубеже 80-90-х годов, масштабное исследование по проверке идеи Лефевра о двух этических системах, проводимое на больших выборках, притом не только в Америке и России, но и в других странах. Но ее проект, к сожалению, не был поддержан никем.   

[3] Подобный ответ соответствует однажды услышанной автором правдивой истории, рассказанной его другом, патологоанатом Иосифом Ласкавым об одном священнослужителе, которому прихожанин задал вопрос о пощечине – должно ли подставить правую щеку, если ударят по левой. Тот ему ответил «Да, должен». «Так я могу это сделать?” – не унимался прихожанин. «Можешь». – И тогда прихожанин, – рассказывал мне Иосиф, – решил испытать силу слова священника, и нанес звонкую пощечину по левой щеке. Тот подставил правую («а был батюшка человеком крупным, крепкого телосложения»). Прихожанин вновь приложился, но теперь уже по правой щеке. Тогда тот развернулся и ответил ему по достоинству. “Но как же так?! – возопил отлетевший в сторону искатель истины.  И батюшка ответил ему: «Ведь не сказано, что делать после…»   

В. А. Петровский,

НИУ Высшая школа экономики

 

 

 Надличное «Я»: LLM-тестирование (идея метода)

 
 
Rambler's Top100 rss