Маркин Ф. Н.1, Савинова А. Д.1Что такое задача в психологии мышления и почему она нужна
2023.
Т. 20.
№ 3.
С. 461–472
[содержание номера]
В статье рассматривается задача как основной инструмент моделирования мышления и творчества. Прослеживается история использования задачи в психологии мышления и анализируются позиции авторов классических работ о соотношении задачи, проблемной ситуации и других сходных терминов. Сложность задачи рассматривается в качестве ключевого свойства, позволяющего изучать закономерности процесса решения. В качестве основных направлений манипуляции сложностью рассматриваются фасилитация и ингибиция. Каждый из них может быть внешним и внутренним по отношению к задаче. Исследования внешней фасилитации рассматривают серии схожих задач с постепенным увеличением сложности, в то время как исследования внутренней фасилитации используют редукцию основных источников сложностей задачи при помощи подсказки. Исследования внешней ингибиции анализируют роль прошлого опыта или социального давления, тогда как исследования внутренней ингибиции привлекают «подсказки наоборот», уводящие испытуемых от верного пути решения. В этой статье обсуждаются следующие вопросы: усложнение какой части решения принесет пользу для развития теорий решения задач? Может ли усложнение задачи превратить ее в качественно более сложную? Внутренняя структура задачи оказывается устойчивой, так как все экспериментальные манипуляции влияют на процесс решения, но не затрагивают суть задачи.
Ключевые слова:
задача;
подсказка;
фасилитация;
ингибиция;
усложнение;
дистрактор;
инсайт;
творческая задача;
психология мышления
|
|
|