Петренко В. Ф.1, Митина О. В.2, Супрун А. П.1К проблеме сознания и бессознательного в психосемантике
2021.
Т. 18.
№ 4.
С. 930–943
[содержание номера]
В статье рассматривается методология эмпирических исследований в психологии, которая была разработана в России для изучения структуры и содержания сознания на разных уровнях — индивидуальном или групповом, с разной степенью доступности для рефлексии. В основе психосемантического подхода лежит методология семантического дифференциала Чарльза Осгуда и теория личных конструктов Джорджа Келли. Построение семантического пространства отличается от процедур измерения в естественных науках. Скорее, система категориальных структур и коннотативных значений служит операциональной основой для эмпатии, понимания индивида или коллективного субъекта (погружения себя в сознание этого субъекта или, в случае изучения самопонимания и рефлексии, в свое собственное). С этой точки зрения психосемантические методы связаны с проективными психологическими тестами, но являются более формализованными, объективными и поддающимися проверке. В этой статье представлены количественные операционные индикаторы, применяемые в психосемантике для проведения сравнительных исследований. Эти показатели включают размерность семантического пространства, т.е. количество обобщенных категорий, образующих это пространство, их иерархическую и организационную структуру, а также сравнительные меры сходства между пространствами. Приведены примеры использования психосемантического подхода при изучении процесса категоризации и восприятия измененных состояний сознания под гипнозом, в психологии развития, политической психологии, психологии искусства. В статье представлены исследования, проведенные авторами в разные годы, и не ставится задача описать всю российскую психологию по проблеме сознания и бессознательного.
Ключевые слова:
психосемантика;
семантическое пространство;
когнитивная сложность;
сходство;
знак;
категория восприятия;
групповое сознание
|
|
|