Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н.1,2Возможные «Я» и академическая мотивация у российских и американских студентов университета
2021.
Т. 18.
№ 2.
С. 352–365
[содержание номера]
В исследовании представлен анализ взаимосвязи позитивных и негативных возможных «Я» в академической сфере с академической мотивацией. Несмотря на то что в предыдущих исследованиях отмечалась мотивирующая и направляющая поведение функция возможных «Я», детально связь параметров возможных «Я» и академической мотивации не была изучена. Выборку исследования составил 361 человек, российские (Москва, НИУ ВШЭ) и американские (Майами, Международный университет Флориды) студенты университетов. В качестве методического инструментария использовались Методика «Возможные “Я”» и Шкала академической мотивации. Результаты исследования показали, что российские и американские студенты, которые имеют значимое позитивное возможное «Я» в академической сфере, имеют выше мотивацию достижения по сравнению с теми, кто не имеет данного значимого образа будущего. Выявлено, что у российских студентов такие параметры позитивных возможных «Я», как время, уделяемое размышлениям, актуальные стратегии достижения, препятствия, связаны с мотивацией саморазвития. У американских студентов наблюдаются взаимосвязи параметров позитивных возможных «Я» (время, уделяемое размышлениям, воспринимаемая эффективность, ожидаемый результат, важность, препятствия) с мотивацией достижения, а также частично с другими типами внутренней и внешней мотивации. Российские студенты не обнаружили значимых взаимосвязей между параметрами негативных возможных «Я» и академической мотивацией, у американцев отмечены взаимосвязи ожидаемого результата избегания негативного возможного «Я» с мотивацией достижения и интроецированной мотивацией. Результаты исследования обсуждаются с позиции общих представлений о саморегуляции и в контексте кросс-культурных различий. |
|
|