Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Уланова А. Ю.1
  • 1 ФГБУН «Институт психологии РАН, 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, к. 1

Характеристики нарративов детей с разным уровнем понимания психических состояний

2020. Т. 17. № 4. С. 779–790 [содержание номера]
Статья посвящена описанию результатов исследования различных компонентов нарративной компетенции детей 4 и 6 лет в контексте развития модели психического — системы репрезентации знаний о психических феноменах других людей. Нарратив рассматривается не только как важный коммуникативный инструмент и интегративная языковая способность, но и метод, позволяющий подойти к анализу понимания ментальных состояний и событий. Анализ структурных и содержательных характеристик детских повествований в соотношении с пониманием различных аспектов психического мира позволяет подойти к изучению прагматических аспектов коммуникации, направленности на собеседника и способности принять в расчет его точку зрения. В исследовании приняли участие 60 детей, которые рассказывали истории партнеру — другому ребенку, неосведомленному слушателю. Нарративы детей, полученные по инструкции с пропущенным центральным эпизодом, оценивались по структуре, информативности, количеству и специфике описаний психических состояний. Оценка модели психического проводилась с помощью батареи задач, направленных на изучение различных аспектов психического мира — ложных убеждений, намерений, эмоций и др. Результаты показали скачок в развитии модели психического и нарративных способностей в период от 4 до 6 лет, а также изменение характера взаимосвязей между ними в выделенный возрастной период. Обнаружены различия по всем исследуемым характеристикам нарративов у детей с разным уровнем модели психического: дети с высоким уровнем более развернуто и последовательно описывали события, включая психические состояния героев и указание на их причинность. Показана возрастная специфика в описании психических состояний. Приведенные данные позволяют рассматривать модель психического как один из когнитивных ресурсов для конструирования нарратива.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss