|
2020. т. 17. №3
|
Специальная тема выпуска:
Актуальные проблемы современной психологии
|
390–413
|
В статье обсуждается методологическая проблема научного объяснения в психологии. Отмечено недостаточное освещение данной проблемы в отечественной научной литературе. Авторы обращаются к результатам зарубежных исследований, посвященных проблеме научного объяснения. Выделяются следующие направления исследований в данной области: концептуализация и определение данного понятия, его место в системе методологии науки и психологии, описание случаев применения; различные модели, подходы, схемы объяснения (основанные на средствах и результате; феноменологические, бескомпонентные, механистические и функциональные; редукционизм, механистический анализ, объяснительный плюрализм, теория динамических систем, информационная теория) психологических феноменов, фактов, результатов исследований; методы и техники объяснения (инстанцирование, дедуктивно-номологический метод, метод выведения (наи)лучшего объяснения, реификация, функциональный абстракционизм, функционализация, схематическое доказательство, объяснительная привлекательность, теория объяснительной согласованности); соотношение и сравнение двух ведущих видов объяснения в психологии – механистического и функционального, определение их специфики, а также сфер, в которых они наиболее применяемы и эффективны; анализ проблемы объяснения в различных областях психологии (бихевиоризм, эволюционная психология, социальная психология); обсуждение проблемы плюрализма объяснительных моделей в психологии как признание сложности психики и психических явлений. Авторы отмечают, что зарубежные психологические исследования касаются специфичных вопросов теоретических и прикладных проблем, но не занимаются теоретико-методологической перестройкой всей системы психологии. Обоснована важность обсуждения научного объяснения в отношении его потенциала для решения актуальных методологических проблем психологии. |
|
414–427
|
В современной психологии наметилась и усиливается тенденция к интенсивному исследованию креативности человека. Появились многочисленные теории и модели этого феномена, анализирующие и объясняющие его с самых разных сторон. При этом важным исследовательским направлением в этой области являются выявление и анализ психологических факторов, препятствующих творческому мышлению. Одним из них является функциональная фиксированность. Этот феномен, с одной стороны, достаточно хорошо представлен в научно-психологической литературе, с другой, нуждается в более глубоком анализе в связи с быстро изменяющимися условиями творческой деятельности современного человека. Функциональная фиксированность ограничивает творческие потенции человека и во многом предопределяет стереотипность его мышления. Этот термин был введен К. Дункером (Duncker, 1945), который рассматривал функциональную фиксированность в качестве одного из основных «врагов» творческого мышления. Появились многочисленные синонимы этого термина, зачастую акцентирующие частности: «установка» (Kearsley, 1975), «ригидность» (Leach, 1967), «трудность в переструктурировании» (Wertheimer, 1959) и пр. При этом в научно-психологической литературе недостаточно полно представлены работы, систематизирующие результаты упомянутых выше, уже ставших классическими исследований функциональной фиксированности. Настоящая работа в значительной степени восполняет указанный пробел. В ней выделены и кратко проанализированы те аспекты и факторы творческого мышления субъекта, которые являются наиболее важными для понимания природы и негативной роли функциональной фиксированности. Рассмотрены основные подходы к определению феномена функциональной фиксированности, различные теории и модели, объясняющие природу этого феномена, а также формы проявления функциональной фиксированности в самых разных сферах деятельности субъекта. Продолжением указанной исследовательской работы будет анализ психологических методов снижения функциональной фиксированности, ограничивающей творческие возможности субъекта. |
|
428–443
|
Самосознание — это способность субъекта к распознанию себя как отдельного индивида, отличного от других субъектов и внешнего мира. Самосознание является одним из ключевых компонентов сознания как высшего уровня фило- и онтогенетического развития психики. Традиционно для изучения предпосылок самосознания у животных применяется методика на самоузнавание в зеркале. Долгое время считалось, что способность к самоузнаванию тесно связана со способностью понимать других, стало быть, с социальной природой сознания. Однако свежие эмпирические данные свидетельствуют о том, что эта способность обнаруживается у животных, обладающих качественно иной жизнедеятельностью и психикой, нежели человек и систематически близкие ему виды. В статье предлагается критический анализ классической методики на самоузнавание, а также ее альтернатив. Выдвигается тезис, что любые живые системы, наделенные психикой, обязательно учитывают характеристики своего тела – обладают самоотражением (термин ранее введен автором статьи). Самосознание же является качественно специфической формой самоотражения, свойства которого не могут быть обнаружены только лишь путем изучения узнавания животным своих частных проявлений (зеркального отражения, запаха, границ тела и т.д.), они обязательно должны рассматриваться в системной связи с рядом других свойств сознания, на которые обратили внимание классики советской психологии и которые в настоящий момент активно изучаются в рамках современной эволюционной психологии. Автор полагает перспективной задачей создание новой концепции эволюции самосознания, учитывающей все современные данные. |
|
444–453
|
Когнитивные искажения, возникающие в процессе мышления и принятия решений, становятся все более обсуждаемой темой, вызывают споры и дебаты относительно психологических механизмов и теорий, лежащих в их основе. Вопросы, касающиеся рациональности принятия решений и отклонений от рациональности, возникают во многих областях жизнедеятельности и особо остро интересуют маркетологов, политиков, дизайнеров и людей, на которых лежит большая ответственность в принятии важных решений. В настоящее время в исследованиях когнитивных искажений в этих областях появляется все больше эмпирических доказательств таких отклонений, но теоретическая модель и лежащие в ее основе механизмы продолжают уточняться. Данная статья посвящена обзору наиболее перспективных тенденций в исследованиях когнитивных искажений, ориентированных на прояснение устройства психологических механизмов, лежащих в их основе. Одним из аспектов в современных трендах двухпроцессных теорий является изучение индивидуальных различий в процессе использования двух систем и, как следствие, склонности к когнитивным искажениям. Другим направлением является практическое, которое, опираясь на данные эффекты, использует их для определенных целей. В цифровой среде основанные на когнитивных искажениях приемы активно применяются дизайнерами интерфейсов. В статье приводятся приемы подталкиваний и приемы внедрения знаний и прививания компетенций, при которых с помощью изменений цифровой среды выбор пользователя может быть направлен в сторону определенной альтернативы, при этом фактического выбора его не лишают. Использование данных приемов также вызывает критические замечания по поводу их уместности и действительной эффективности, что требует дополнительных теоретических и практических изысканий в данной области. |
|
454–477
|
Статья посвящена выявлению социально-психологических причин, сформировавшихся в дореволюционной России, которые в советское время стали основой для создания в стране огромного городского жилищного фонда, заполнившего почти шестую часть планетной суши одинаковыми многоэтажными секционными зданиями, практически полностью состоящими из небольших по площади и числу комнат квартир. Строительная политика бывшего СССР изначально была направлена на скорейшее обеспечение всех семей отдельными квартирами. Представлялось, что технология массового типового проектирования обеспечит решение этой задачи в минимальные сроки и станет основой пространственного образа жилья в будущем. Всеобщее стремление к быстрому увеличению совокупной численности и площади квартир оставило без внимания вопрос об их пространственной организации, призванной учитывать конкретные возможности и требования отдельных социально-демографический групп населения. Несколько десятилетий активного строительства стандартных жилых зданий вызвало лавинообразное увеличение численности «очередников» – домохозяйств, нуждающихся в приобретении новой квартиры, исходя из установленной государством гигиенической нормы проживания. Анализ строительной практики в России, основанный на регулировании ограничений геометрических параметров квартир, свидетельствует о циклическом характере развития государственной жилищной политики, которая во многом зависит от динамики структуры собственности в стране. Установленная закономерность исключает возможность улучшения качества городских квартир путем использования концепции полной социализации или полной приватизации всех жилищных ресурсов страны. Исследования массового городского жилища, проведенные в середине 1980-х гг., установили, что развитие геометрических характеристик жилого помещения определяется изменениями в образе жизни домохозяйств. Концепции проектирования жилищ, которые оказались экономически эффективными и социально успешными при решении проблемы жилищной обеспеченности в одних социально-территориальных условиях, могут стать препятствием в других. Создание в стране динамично развивающегося жилищного фонда, способного быстро и эффективно осуществлять трансформацию его параметров возможно только на основе углубленных междисциплинарных исследований домохозяйств страны. Это позволит более точно определять характер изменений их жизнедеятельности, чтобы своевременно находить соответствующие геометрические характеристики и потребительские качества жилища. |
Статьи
|
478–499
|
Трансдисциплинарный подход выступает методологией и познавательной практикой, связывающей разные аспекты исследований о человеке и преобразованиях его жизненного мира. В данной статье трансдисциплинарный подход служит в качестве концептуальной рамки для анализа малых культуральных движений, в которых происходят трансформации субъективности и образов жизни современного человека. Обсуждается ренессанс философии и практики стоицизма. Доказывается, что стоицизм, неостоицизм и новый (современный) стоицизм выступают конструктивным ответом на кризисы транзитивного общества. Малые культуральные движения в транзитивном обществе становятся инициаторами латентных изменений, творцами новых ценностей и моделей нормативности. В качестве примера таких движений рассматриваются стоицизм и неостоицизм в ракурсе практик саморазвития и самодисциплины субъекта, первоначально возникших в эпоху эллинизма, а затем возрожденных в нидерландском обществе XVII в. Фокусировка на осознанности и цельности жизни, преодоление фрагментарности мировосприятия, востребованность справедливости, морального долга, самосозидания и субъектности в транзитивном обществе объясняют актуальность философского учения стоиков в современности. Стоицизм отличается практической эффективностью, помогает выстроить смысложизненные ориентиры, способствует гармонизации индивидуального и социального в человеке, согласованности персональной и планетарной идентичности. Высказывается гипотеза, что наблюдающаяся в наши дни скандинавизация потребления является разновидностью культурального движения нового стоицизма. Утверждается, что тенденции глобальных изменений, сделавшиеся предметом внимания разных наук (от экономики до философии) требуют осмысления, во-первых, со стороны психологии, во-вторых, в концептуальных рамках трансдисциплинарного подхода. Первая перспектива позволяет сфокусироваться именно на изменениях субъективности человека (упускаемой теми науками, которые наблюдают трансформации в масштабе институтов и структур), вторая осмысливает происходящие процессы с позиции целостности и включенности обозначенных феноменов в их сетевые и контекстуальные взаимосвязи. |
|
500–519
|
Диспозициональная аутентичность — это «узкая» черта, отвечающая за способность человека быть самим собой и противостоять внешнему влиянию; она включает три параметра: Аутентичную жизнь, отсутствие Принятия внешнего влияния и Самоотчуждение. В двух эмпирических исследованиях уточняется место аутентичности во внутриличностном пространстве. Задачами этих исследований были 1) уточнение онтологического статуса аутентичности через соотнесение с другими чертами личности, 2) определение паттерна наиболее благоприятных или неблагоприятных для ее проявления черт и 3) уточнение содержания ее возможных предикторов. Основной методикой была Шкала аутентичности (Wood et al, 2008; в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер и др., 2020). В исследовании 1 (n = 271) с использованием Опросника темперамента и характера (Cloninger et al., 1993; в адаптации Н.А. Алмаева, Л.Д. Островской, 2005) показано, что Самостоятельность как свойство характера — ключевой предиктор аутентичности. Несколько слабее аутентичность способны объяснить особенности темперамента — низкая тревожность и независимость от других (низкая склонность к Избеганию опасности и к Зависимости от подкрепления). Поиск нового и Кооперативность не играют роли в поддержании аутентичности. В исследовании 2 (n = 174) анализировались связи аутентичности с базовыми чертами личности, измеренными посредством опросника «Маркеры факторов “Большой пятерки”» (Goldberg, 1992; в адаптации Г.Г. Князева и др., 2010). Обнаружено, что аутентичность сильно обусловлена эмоциональной стабильностью (низким Нейротизмом), а Самоотчуждение, или отсутствие контакта с самим собой, диктуется высоким Нейротизмом и низкими Экстраверсией и Сознательностью. Относительно низкая предсказательная способность особенностей характера, темперамента, а также черт в отношении аутентичности подтверждает предположение о том, что аутентичность должна рассматриваться как самостоятельное системное качество личности более высокого порядка, чем отдельно взятые свойства темперамента или характера. |
|
520–536
|
Согласно теории управления страхом смерти, осознание неизбежности смерти вызывает у людей парализующий страх. Чтобы справиться со страхом, люди используют психологические защиты. Они демонстрируют более позитивное отношение к тем, кто похож на них, и более негативное отношение к тем, кто отличается от них. Напоминание о смерти оказывает влияние на отношение к отдельным людям и социальным группам. Цель этого исследования – проанализировать влияние напоминания о смерти на отношение к «недоброжелательно» и «доброжелательно» настроенным аутгруппам. В исследовании приняли участие студенты двух российских университетов (N = 80). Сначала они заполняли онлайн-опросник, содержащий методики для измерения правого авторитаризма и воспринимаемой межгрупповой угрозы. Через неделю после этого они приходили в лабораторию, где участвовали в двухфакторном эксперименте: 2 (напоминание о смерти) ( 2 (тип страны). Они смотрели видеофрагменты, напоминающие или не напоминающие о смерти, а затем выражали отношение к стране, которая, по результатам предварительного исследования, воспринималась как более или менее угрожающая. Исследование показало, что напоминание о смерти оказывает большее влияние на отношение к «недоброжелательно» настроенной, чем к «доброжелательно» настроенной стране. Однако это различие опосредовано уровнем правого авторитаризма. Люди с относительно низким уровнем авторитаризма после напоминания о смерти выражают более негативное отношение к представителям обеих стран. Люди с относительно высоким уровнем авторитаризма выражают более негативное отношение к «недоброжелательно» настроенным странам, но более позитивное отношение к «доброжелательно» настроенным. |
|
537–557
|
Статья посвящена малоизученной проблеме формирования одаренности в условиях различной степени свободы в деятельности; определяется, какое влияние на это формирование оказывает низкая или высокая мотивация успеха, присущая субъекту. Выявлены и описаны три степени свободы в деятельности: низкая степень свободы обусловлена нормативным способом действия; средняя степень свободы обусловлена скомбинированным способом действия, из имеющихся в опыте субъекта и нормативных инструкциях; высокая степень свободы обусловлена созданием нового способа действия. Основная задача исследования состоит в раскрытии того, как условия различной степени свободы в деятельности преломляются во внутренних условиях, в качестве которых выступают низкая и высокая мотивация успеха и различные структуры одаренности. Исследование проводилось на выборке из 54 квалифицированных машинистов железнодорожного транспорта с использованием специализированного тренажера, позволяющего имитировать три степени свободы в деятельности. Психологический анализ деятельности позволил выявить семь способностей, обеспечивающих реализацию деятельности. На основе эмпирических данных показано, что низкая, средняя и высокая степень свободы в деятельности проявляются в различной мере продуктивности деятельности. Низкая и высокая мотивация успеха субъекта в условиях свободы выбора в деятельности не оказывает существенного влияния на продуктивность деятельности. В зависимости от низкой и высокой мотивации успеха формируются различные по составу и мере интеграции структуры одаренности в условиях различной степени свободы в деятельности. С одной стороны, низкая и высокая мотивации успеха выступают в качестве внутренних детерминант, с другой стороны, низкая, средняя и высокая степень свободы в деятельности выступают в качестве внешних детерминант формирования различных структур одаренности. |
|
558–576
|
Работа посвящена эмпирическому изучению веры в справедливый мир (ВСМ), принятия мужских нормативных установок (МНУ) и оценки окружающими, мужчинами и женщинами, атрибуции вины жертвам изнасилования. В исследовании участвовали 1038 респондентов в возрасте от 18 до 70 лет (630 женщин), заполнявших анкету онлайн. Анкета включала опросник МНУ (Клецина, Иоффе, 2013), опросник ВСМ (Нартова-Бочавер и др., 2013), позволяющий измерить уровень веры в справедливость мира для всех (ВСМобщ) и уровень веры в справедливость мира для себя (ВСМличн), а также виньетку, содержащую рассказ о преступлениях равной тяжести, половом (изнасиловании) либо неполовом (разбое), жертвой во всех случаях была девушка, преступником – мужчина. Результаты показали, что и мужчины, и женщины приписывают жертвам полового и неполового преступления равную вину, оценка вины прямо связана с МНУ, ВСМобщ и ожидаемым обвинением со стороны окружающих. Согласно результатам регрессионного анализа, уровень атрибуции вины жертве во всех случаях связан с уровнем принятия МНУ и ожидаемого отношения, и только в подвыборке мужчин в атрибуцию вины жертве изнасилования вносит вклад с наименьшей значимостью уровень ВСМобщ. И принятие МНУ, и ожидаемое обвинение со стороны других отражают представление о существующей социальной реальности, а ВСМобщ характеризует субъективную оценку справедливости этой социальной реальности. Таким образом, большая детерминированность оценки вины жертвы уровнем МНУ и ожидаемого обвинения, чем ВСМобщ, позволяет говорить о стремлении респондентов скорее избежать противоречий с социальной реальностью, чем сохранить оценку реальности как справедливой. |
|
577–591
|
Срыв навыка под давлением — это феномен, известный в спорте как ошибка в выполнении автоматизированного действия, которая проявляется в условиях повышенных требований к качеству выполнения задачи (Baumeister, 1984). В ряде теорий утверждается, что причиной такого срыва является избыточный контроль, который приводит к деавтоматизации навыка. Согласно нашей гипотезе, избыточный контроль возникает вследствие страха совершить ошибку, поскольку попытка проверить, «не совершаю ли я ошибочное действие», может спровоцировать само ошибочное действие (Allakhverdov, 2000; Wegner, 1994). В работе исследовалось влияние двух факторов: фактора ценности (обычные попытки vs ценные попытки), фактора фрейма задачи (вознаграждение vs штраф). Участники играли в компьютерную игру «Гольф», соревнуясь друг с другом. Для попадания в лунки разной дальности им необходимо было научиться удерживать клавишу «пробел» в течение определенного времени (2, 4, 6, 8 сек). В ходе соревнования варьировалась ценность лунок, при этом одна группа штрафовалась за промах по ценным лункам, тогда как другая группа дополнительно поощрялась за попадание по ним. Полученные результаты свидетельствуют в пользу гипотезы избыточного контроля. Обнаружен эффект «срыва навыка под давлением» при выполнении ударов по ближним лункам (2 сек): по ценным лункам испытуемые обеих групп промахивались чаще, чем по обычным. Обнаружено влияние фрейма задачи (вознаграждение vs штраф) на время подготовки к выполнению ударов: группа «штраф» готовилась дольше. Также показано, что чем больше времени требовалось на подготовку к удару, тем более вероятно было последующее совершение ошибки. |
|
592–607
|
Статья посвящена изучению особенностей состояний покоя в условиях регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и функциональной магниторезонансной томографии (фМРТ), каждое из которых имеет свою специфику. С этой целью были проведены максимально приближенные друг к другу по экспериментальным условиям фМРТ- и ЭЭГ-исследования, в которых 108 и 109 здоровых добровольцев соответственно в течение 10 минут находились в состоянии спокойного бодрствования во время проведения данных процедур. Субъективное содержание сознания в состоянии покоя у испытуемых оценивалось при помощи опросника Amsterdam Resting-State Questionnaire (ARSQ) 2.0. Для подтверждения 10-факторной структуры опросника в обеих группах испытуемых был применен метод конфирматорного факторного анализа, межгрупповые различия оценивались при помощи теста Манна-Уитни. Было выявлено, что в целом ответы на вопросы опросника Amsterdam Resting-State Questionnaire 2.0. в обеих группах испытуемых были схожими. Однако в состоянии покоя при ЭЭГ-исследовании испытуемые чаще выбирали ответы, соответствующие состояниям Комфорта, Сонливости и Визуального мышления, тогда как участники фМРТ-исследования сообщали о более частых мыслях, связанных с беспокойством о собственном здоровье. Кроме того, в обеих экспериментальных группах были обнаружены гендерные различия, проявляющиеся в большей активности вербального мышления у женщин в состоянии покоя. Таким образом, было выявлено, что мысли и ощущения испытуемых, не выполняющих никаких заданий и находящихся в состоянии покоя, зависят от применяемых методов исследования даже при максимально схожих экспериментальных условиях, что следует учитывать при планировании исследования и анализе данных. |
|
|