Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Рубцов В. В.1, Высоцкая Е. В.1, Зак А. З.1, Янишевская М. А.1, Улановская И. М.1
  • 1 Психологический институт РАО, 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Динамика метапредметных результатов начального образования на этапе перехода в основную школу

2019. Т. 16. № 3. С. 511–528 [содержание номера]

В статье представлены данные диагностического исследования по определению уровня сформированности таких метапредметных образовательных результатов как освоение начальных форм познавательной рефлексии, освоение способов решения проблем поискового характера и умение планировать у учащихся 5 и 6 классов. В исследовании приняли участие 517 учащихся 14 школ Москвы и Зеленограда. Метапредметные образовательные результаты определялись с помощью методики «Перестановки» (автор - А.З. Зак). В качестве «точки отсчета» взяты данные предварительной диагностики, полученной при обследовании с помощью методики «Перестановки» более 2000 выпускников начальной школы в 2011 году. Рассмотрена динамика метапредметных результатов за время обучения в 5 и 6 классах. Выделены качественные уровни сформированности познавательной рефлексии (содержательная рефлексия, формальная рефлексия, рефлексия не сформирована), умения решать проблемы поискового характера (решение осуществляется общим способом, решение осуществляется частным способом, не сформирован способ решения поисковых задач) и умения планировать (целостное планирование, эмпирическое планирование, планирование не сформировано). Показано, что уровень сформированности метапредметных результатов пятиклассников достаточно низок: содержательная рефлексия отмечается у 7,4% детей, умение решать проблемы общим способом – у 30,5% детей, целостное планирование – у 10,2% детей. Отмечается положительная динамика за время обучения в 6 классе, однако уровень познавательной рефлексии, умения решать проблемы поискового характера и умения планировать продолжает оставаться недостаточно высоким. Содержательную рефлексию демонстрируют 11,7% шестиклассников, умение решать проблемы общим способом – 46,1% детей, целостное планирование – у 28,1%. В заключение проводится сравнение полученных нами данных с результатами выполнения методики «перестановки» выпускниками начальной школы в 1980 г. Обсуждаются направления дальнейших исследований.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss