Колозио М.1, Рыбина Е. П.1, Шестакова А. Н.1, Ключарев В. А.1Нейромеханизмы изменения преференций после принятия решений
2018.
Т. 15.
№ 3.
С. 606–614
[содержание номера]
Процесс выбора не только основывается на личных предпочтениях, но также влияет на дальнейшее поведение человека. Экономисты и психологи приводят множество доказательств того, что после выбора между двумя одинаково привлекательными альтернативами происходит уменьшение ценности отвергнутой альтернативы по сравнению с той, которой было отдано предпочтение, т.е. наблюдается «расхождение альтернатив», как результат переживания когнитивного диссонанса . В экспериментальных исследованиях принятия решений подобные изменения предпочтений изучаются с помощью парадигмы «свободного выбора». В последнее время феномен изменения предпочтений вследствие выбора, вызванного когнитивным диссонансом, оказался в фокусе специалистов в области когнитивных нейронаук. В результате, появились убедительные доказательства вовлечения задней медиальной области лобной коры (зМЛК) в процесс изменения мнения в результате переживания внутренних конфликтов. Как показали психофизиологические исследования, в частности методами функциональной магниторезонансной томографии, столкновение конфликтующих представлений отражается в изменение активности зМЛК. Вместе с тем, экспериментальные данные указывают на связь зМЛК c другими областями мозга, включая дорзальные области лобной коры. Таким образом, целая функциональная сеть структур мозга активирующимися в ситуации когнитивного диссонанса, а также его последующего его разрешения. По мнению авторов, мозговые механизмы, лежащие в основе когнитивного диссонанса изучены не достаточно полно. В данной статье приведен обзор новейших представлений о нейрокогнитивных механизмах когнитивного диссонанса, а также результатов функционального нейрокартирования взаимодействия различных областей мозга, принимающих участие в процессах изменения предпочтений в результате выбора. В заключение представлены новые методы исследований функционального картирования (к примеру, транскраниальная магнитная/электрическая стимуляция), позволяющие существенно углубить представления о механизмах изменения предпочтений в результате выбора. |
|
|