Хухлаев О. Е.1, Кузнецов И. М.2,3, Ткаченко Н. В.4Разработка и адаптация методики «Шкала этнонациональных установок»
2018.
Т. 15.
№ 3.
С. 527–541
[содержание номера]
В статье приводятся результаты апробации новой методики «Шкала этнонациональных установок», направленной наизучение аттитюдов по отношению к феномену «национальности», который в современном российском публичном дискурсе является синонимом этничности. Первое исследование (N = 1444) показало, что методика содержит четыре субшкалы: Националистические установки (неприязненное отношение к представителям иных национальностей), Патриотические установки (ощущение гордости за свою национальную принадлежность и связи с людьми «своей национальности»), Нейтральные этнонациональные установки (безразличное отношение к своей национальной принадлежности) и Негативистские этнонациональные установки (отрицательное отношение к феномену национальности и национальной принадлежности). Субшкалы обладают хорошей внутренней согласованностью, а также конфигурационной и метрической инвариантностью. Три других исследования (N = 156, 533 и 982) продемонстрировали внутреннюю валидность методики. Они показали, что националистические установки положительно связаны с разными формами нетерпимости. Патриотические установки связаны с негативным отношением только к другим этническим группам, а также с позитивным отношением к своей группе. Нейтральные и негативистские этнонациональные установки положительно связаны с различными видами толерантности (этническая, социальная, черта личности) и отношения к другим этническим группам. Таким образом, четыре субшкалы методики измеряют качественно разное отношение к феномену «национальности». Также субшкалы методики группируются в два фактора второго порядка: националистические и «негативистские этнонациональные установки, находящиеся в обратной взаимосвязи образуют фактор, отражающий отношение к другим национальностям и феномену национальности в целом, а патриотические и нейтральные этнонациональные установки отражают национальную идентификацию респондента. |
|
|