Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Хапцова А. А. 1, Клясс М. В. 2, Чуприков Б. И. 3
  • 1 Университет Бремена и Университет Якобс в Бремене, 28359, UNICOM 9, Мари-Зоммервилль-Штрассе 9, Бремен, Германия
  • 2 Школа № 2114, 117216, Россия, Москва, Бульвар Дмитрия Донского, 14А
  • 3 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Три гипотезы мультикультурализма в трех днях: отображение 46 этнических меньшинств российскими онлайн-СМИ

2018. Т. 15. № 2. С. 346–367 [содержание номера]
Тема мультикультурализма все больше привлекает внимание ученых, однако немного публикаций посвящено тому, как СМИ отображают это явление. Отображение межэтнических отношений СМИ – вопрос актуальный для России, где проживает более 160 этносов. В данном исследовании рассматривается, как российские онлайн-СМИ отображают 46 наиболее многочисленных проживающих в России этнических меньшинств с точки зрения трех гипотез межкультурного взаимодействия.  В рамках исследования была разработана система индикаторов мультикультурализма для анализа медиасообщений. С помощью контент-анализа было установлено, что внимание онлайн-СМИ к разным аспектам мультикультурализма распределяется неравномерно. В частности, чаще всего меньшинства отображались с точки зрения гипотезы интеграции, реже всего – с позиции гипотезы контакта. Однако данное наблюдение несправедливо для отдельно взятых групп. Наиболее сбалансированно отображались проблемы алтайцев и грузин. В представлении остальных 44 групп СМИ делали акцент лишь на одном из трех аспектов мультикультурализма. Например, наиболее часто с точки зрения гипотезы интеграции представлялись лакцы и таджики; с точки зрения гипотезы идентичности – тувинцы, коми и чуваши; а с точки зрения гипотезы контакта – чеченцы и аварцы.  Также было установлено, что, хотя в целом СМИ рассказывают об этнических меньшинствах позитивно, эта тенденция не выдерживается в отношении отдельных групп: одни этносы представлялись исключительно позитивно (тувинцы, лакцы, мордва), другие же – преимущественно негативно (узбеки, таджики, азербайджанцы).  Потенциальные последствия такого неравномерного отображения этнокультурных групп СМИ для восприятия этих групп представлены в обсуждениях результатов.
doi
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss