Зиренко М. С.1Имплицитные теории интеллекта и личности: связи с интеллектом, мотивацией и личностными чертами
2018.
Т. 15.
№ 1.
С. 39–53
[содержание номера]
Имплицитные теории (ИТ) отражают представления о сущности когнитивных и личностных характеристик человека (стабильной либо изменчивой) и участвуют в интерпретации людьми событий и регуляции их деятельности (через процессы целеобразования, реагирования на неудачи, стратегии при обучении и пр.), а также позволяют предсказывать достижения (Dweck, 2006). Однако связи ИТ с компонентами интеллектуально-личностного потенциала человека изучены недостаточно. Целью данного исследования является прояснить, как ИТ связаны со стабильными структурами – когнитивными (интеллект) и личностными (черты Большой Пятерки, глубинная мотивация). Участниками исследования выступили 307 студентов и аспирантов, выполнявших тест интеллекта ICAR, Краткий опросник Большой Пятерки (TIPI) и список личностных предпочтений Эдвардса (EPPS); для 49 респондентов был получен показатель успеваемости (GPA). Результаты демонстрируют как сходные, так и различающиеся связи между измеренными показателями для мужчин и для женщин. В частности, и у мужчин и у женщин представления об интеллекте как развиваемом или константном не зависят от уровня интеллекта – как флюидного, так и кристаллизованного, — но находятся в тесной связи с личностными характеристиками: сознательностью (у мужчин и женщин), открытостью новому опыту (у женщин) и мотивацией самопознания (у мужчин). Представления о личности как обогащаемой или стабильной обнаружили негативную связь только с кристаллизованным интеллектом (у женщин). Выбор целевой ориентации на мастерство на общей студенческой выборке связан с открытостью новому опыту, а предиктором успеваемости выступила добросовестность. Результаты обсуждаются с позиции единства интеллектуально-личностного потенциала человека.
Ключевые слова:
имплицитные теории;
интеллект;
личность;
Большая Пятерка;
мотивация;
самооценка обучения
|
|
|