Хачатурова М. Р.1, Нартова-Бочавер С. К. 1Домашняя среда как ресурс совладающего поведения в юношеском возрасте
2017.
Т. 14.
№ 3.
С. 555–566
[содержание номера]
В статье обсуждается ресурсный подход к совладающему поведению. Подчеркивается, что наряду личностными, инструментальными, социальными и другими ресурсами совладающего поведения элементы домашней среды – функциональность и релевантность домашней среды, а также привязанность к дому, могут быть рассмотрены в качестве важнейших ресурсов совладающего поведения в юношеском возрасте. Данные элементы лежат в основе формирования образа дома. В исследовании приняло участие 344 респондента: 267 девушек и 77 юношей, студенты различных факультетов НИУ «Высшая школа экономики». Были использованы следующие опросники: опросники «Функциональность домашней среды», «Релевантность домашней среды», «Привязанность к дому» и «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкман в адаптации Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк. Результаты факторного анализа позволили выделить позитивный образ дома, основываясь на параметрах функциональности и релевантности домашней среды, а также привязанности к ней. Эти параметры являются важным ресурсом совладающего поведения в юношеском возрасте. Результаты корреляционного анализа показали, что позитивный образ дома связан с выбором эффективных стратегий самоконтроля, поиска социальной поддержки, планирования решения проблем и позитивной переоценки, а также с неэффективной стратегий конфронтационного копинга. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании для создания индивидуальных профилей предпочтений домашней среды. Они могут помочь в моделировании или изменении домашнего пространства в соответствии с потребностями и ожиданиями личности, позволяя, таким образом, использовать домашнюю среду как важнейший ресурс совладающего поведения и психологического благополучия личности. |
|
|