Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Валуева Е. А. 1,2, Белова С. С. 3,4, Морозова О. А.5
  • 1 Институт психологии РАН, 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д.13
  • 2 Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29
  • 3 Московский городской психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 29
  • 4 Институт психологии РАН, 129366 Москва, ул. Ярославская, д.13
  • 5 Институт психологии РАН, 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1

Культурная востребованность способностей и психометрические свойства когнитивных тестов

2017. Т. 14. № 3. С. 491–500 [содержание номера]

В статье обсуждается проблема связи интеллекта с социокультурной средой и предлагается подход к этой проблеме в рамках структурно-динамической теории интеллекта. Центральный вопрос, вокруг которого вращается оппозиция биологизаторского и культурного подходов,– каким образом происходит формирование интеллекта и какие факторы при этом являются главенствующими? Преимущество структурно-динамического подхода заключается в том, что он, принимая факты, на которых настаивают сторонники биологизаторского подхода, тем не менее, переинтерпретирует их и показывает роль социальных и культурных факторов. Структурно-динамический подход использует понятия «когнитивный потенциал» и «культурная востребованность интеллектуальных функций». Когнитивный потенциал человека (отражающийся в генеральном факторе интеллекта – g) может быть направлен в различные сферы в зависимости от задач, выдвигаемых культурной и социальной средой. Когнитивный потенциал проявляется в большей степени в более востребованных средой способностях. В работе обсуждаются механизмы влияния среды на структуру интеллекта. Структура интеллекта характеризуется набором факторов, входящих в интеллект, связями между этими факторами и уровнем развития способностей, входящих в различные факторы. Согласно предлагаемому подходу, социо-культурная среда не влияет на набор факторов, входящих в структуру интеллекта, но изменяет связи факторов и показатели выборки по этим факторам. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие эту точку зрения. Так, например, кросс-культурные исследования демонстрируют инвариантность факторной структуры интеллекта в выборках из разных стран, но при этом низкую кросс-национальную валидность тестовых норм. Данные собственного исследования авторов на материале теста Векслера показывают, что ценность той или иной когнитивной способности в обществе связана с ее нагрузкой по генеральному фактору и показателями наследуемости.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss