Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Корнеев А. А. 1, Матвеева Е. Ю. 1, Ахутина Т. В. 1
  • 1 МГУ, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1

Чтение про себя у младших школьников: исследование движений глаз

2017. Т. 14. № 2. С. 219–235 [содержание номера]
Работа посвящена исследованию чтения на начальных этапах освоения этого навыка, используя методы регистрации движений глаз. В исследовании приняло участие 37 учащихся II класса (возраст — 8.6 ±0.33 года). Оценка глазодвигательной активности производилась с помощью специально созданного для этих целей корпуса предложений, содержащих ключевые слова с контролируемой длиной и частотностью. Также было проведено нейропсихологическое обследование, позволившее оценить состояние различных компонентов высших психических функций участников исследования. Анализировались следующие характеристики движения глаз: продолжительность и число фиксаций, общее время фиксаций на слове, частота единичных фиксаций на ключевых словах. Анализ полученных данных показал, что чтение частотных слов в целом дается детям гораздо легче, чем слов низкой частотности – на них зарегистрировано меньшее число фиксаций, продолжительность фиксаций меньше. Также обнаружено значимое влияние длины слова на характеристики глазодвигательной активности при чтении: при чтении длинных слов наблюдалось заметно большее общее время фиксаций, чем при чтении коротких. Данные сопоставляются с результатами аналогичного исследования, проведенного на немецком языке. От­дельно проводился анализ влияния развития когнитивных функций на характеристики чтения у детей. Были рассчитаны два интегральных показателя состояния двух групп когнитивных функций: (1) переработки зрительной и зрительно-пространственной информации, связанные в большей степени с функциями правого полушария; (2) переработки кинестетической и слуховой информации, связанные в большей степени с функциями левого полушария. Результаты исследования свидетельствуют, что максимальные трудности при чтении испытывали дети со слабостью переработки зрительной и зрительно-пространственной информации. Полученные данные обсуждаются в контексте выделения двух возможных стратегий чтения на начальных этапах его освоения — лексической и сублексической.
doi
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss