Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Гулевич О. А. 1, Орел Е. А. 1,2, Бурова М. Б. 2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Почему психологи не знают математику? Влияние актуализации профессиональных стереотипов на решение математических задач

2017. Т. 14. № 1. С. 88–104 [содержание номера]
Стереотипная угроза – важный фактор, оказывающий влияние на учебные и профессиональные достижения человека. Источником подобной угрозы служат стереотипы, в которых подчеркивается неспособность членов определенной социальной группы  решать конкретные задачи. В данном исследовании было проанализировано влияние стереотипов, касающихся психологов («психологи не способны к математике»), на отношение студентов-психологов к курсу статистики и качество решения ими математических задач. Мы предположили, что актуализация в сознании студентов-психологов стереотипной угрозы ухудшает их отношение к курсу статистики и понижает качество решения математических задач. Однако ее влияние зависит от личностных ресурсов, которыми обладают студенты: чем выше самоэффективность и жизнестойкость человека, тем меньше он подвержен воздействию негативных стереотипов. В исследовании приняли участие 94 студента-психолога, недавно приступившие к изучению статистики. Члены одной экспериментальной группы подвергались воздействию стереотипной угрозы, а члены другой – нет. Для этого у членов первой группы актуализировали негативные стереотипы: рассказывали о том,  что, по данным исследований, психологи хуже решают математические задачи, чем представители других специальностей. В то же время  у членов второй группы такие стереотипы не актуализировали. После этого все респонденты заполняли методики для измерения самоэффективности и жизнестойкости, оценивали свое отношение к курсу статистики, а также решали ряд математических задач. В соответствии с гипотезами результаты исследования продемонстрировали, что стереотипная угроза действительно понижает эффективность решения математических задач и ухудшает отношение к курсу статистики. Однако ее влияние опосредуется самоэффективностью и одним из компонентов жизнестойкости – вовлеченностью.
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss