Шестакова А. Н.1, Сервис Э.2, Горин А. А.1, Круглякова Е. С.1ЭЭГ-корреляты различения простых и сложных речевых контрастов в псевдословах у детей 7-10 лет
2015.
Т. 12.
№ 4.
С. 64–80
[содержание номера]
Были изучены психофизиологические аспекты обработки двух речевых контрастов, включенных в структуру псевдослов и отличавшихся по сложности восприятия, в группе финских детей 7-10 лет. Для записи вызванных потенциалов (ВП) была применена классическая oddball парадигма, в качестве стандарта использовалось псевдослово /baka/, а в качестве двух девиантов – легкое для восприятия /baga/ и более сложное /bag*a/, которое звучало как среднее между /baka/ и /baga/. Способность детей активно различать более сложный контраст была изучена в двух отдельных поведенческих сессиях, которые чередовались с записями ВП. Увеличенная амплитуда наиболее негативного ответа на стандартный стимул, а не на девианты, предполагает формирование т.н. акустического шаблона для часто повторяющихся псевдослов в ходе эксперимента. Нами не было обнаружено достоверного влияния типа блока на амплитуду негативности рассогласования, которую можно рассматривать в качестве индекса автоматически формирующегося следа сенсорной памяти. Скорее, наблюдаемые эффекты указывают на развитие процесса консолидации следов памяти в ответ на повторно предъявляемые стимулы (псевдослова), чем на приобретаемые различия в дискриминации стимулов вне активного фокуса внимания, как это предполагает классический oddball. Данное предположение также подтверждается результатами проведенного поведенческого теста на активное различение псевдослов. Результаты нашего исследования не подтверждают предположения об автоматичности процессов научения различать сложный речевой контраст в отсутствие необходимости активной поведенческой дискриминации.
Ключевые слова:
слуховые ВП;
дети;
негативность рассогласования (НР);
псевдослова;
перцептивное восприятие
|
|
|