Леонтьев Д. А.1, Осин Е. Н.1Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике
2014.
Т. 11.
№ 4.
С. 110–135
[содержание номера]
Статья посвящена анализу проблемы роли рефлексивных процессов в саморегуляции. Разброс мнений по поводу их роли получает объяснение в дифференциальной модели рефлексивности, в которой различаются позитивные (системная рефлексия) и негативные (квазирефлексия, интроспекция) разновидности рефлексивных процессов. Операционализацией модели выступила оригинальная методика – Дифференциальный тест рефлексивности (ДТР), включающая 30 утверждений, сгруппированных в 3 шкалы: Системная рефлексия, Интроспекция, Квазирефлексия. В статье описаны 6 исследований, посвященных разработке и валидизации ДТР. Структура методики была проверена с помощью конфирматорного факторного анализа на выборке пользователей Интернет (N=3860) с перекрестной валидизацией на выборке участников летней школы (N=261). Полученные шкалы демонстрируют приемлемую надежность (0.78 < α < 0.85). Показатели двух негативных типов рефлексии умеренно коррелируют между собой и слабо связаны с показателем системной рефлексии. Все три типа рефлексивных процессов положительно коррелируют с другими существующими показателями рефлексивности. Показатель системной рефлексии демонстрирует слабые и умеренные положительные связи с показателями счастья, удовлетворенности жизнью, открытости новому опыту, дружелюбия, эмоциональной стабильности, позитивного одиночества. Показатель интроспекции демонстрирует умеренные отрицательные связи с показателями счастья, удовлетворенности жизнью, субъективной витальности, осмысленности жизни, жизнестойкости, ориентации на действие, эмоциональной стабильности, а также положительные – с показателями переживания одиночества и зависимости от общения; показатель квазирефлексии демонстрирует сходные, хотя и более слабые эффекты. На выборках успешных бизнесменов (N=21) и практикующих йогу (N=51) показатели негативных типов рефлексии оказываются существенно более низкими (d > 0.8) по сравнению с выборками нормы, что свидетельствует о критериальной валидности методики. Полученные результаты позволяют рекомендовать ДТР как надежный и валидный инструмент для дифференциальной диагностики рефлексивных процессов. |
|
|