Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

Кричевец А. Н. 1, Шварц А. Ю. 2,3, Чумаченко Д. В. 4
  • 1 МГУ имени М.В. Ломоносова, , Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1
  • 2 Утрехтский Университет, 3584 CC, Нидерланды, Утрехт, ул. Принстонпляйн, д. 5
  • 3 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1
  • 4 МГУ им. М.В. Ломоносова, 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1

Перцептивные действия у учащихся и экспертов при использовании визуальной математической модели

2014. Т. 11. № 3. С. 55–78 [содержание номера]

Исследование направлено на изучение перцептивных действий, позволяющих воспринять изображение как репрезентирующее математическое понятие. Работа основана на культурно-историческом подходе, развиваемым В.В. Давыдовым в отношении теоретического и, в частности, математического мышления, в котором математическое понятие полагается отражающим исторически обусловленный способ действия. В исследовании анализируется  различия в процессах восприятия визуальных моделей учащимися школьного и студенческого уровня и экспертами с высшем математическим образованием математиками. В ходе анализа глазодвигательной активности при решении задачи на зрительный поиск точки на декартовой плоскости используется традиционный для исследований восприятия экспертов и новичков анализ длительности посещения релевантных и не релевантных зон интереса, сопоставляются такие количественные показатели решения задач испытуемыми разных групп, как длина пути взгляда, общее время решения задачи, количество фиксаций. Кроме того, анализируются направления саккад, с целью выявить движения взгляда вдоль осей координат, свидетельствующие об исторически обусловленном способе действия при работе с понятием  декартовых координат. Также исследуется использование специфических эвристик, применяемых экспертами для решения некоторых задач. Согласно нашим данным, при работе с декартовой плоскостью действительно преобладают вертикальные и горизонтальные саккады, направленные  вдоль осей. Кроме того, с ростом математической компетентности, происходит, с одной стороны, сворачивание ориентировочной составляющей восприятия, с другой стороны, гибкое привлечение дополнительных математических знаний уже на уровне построения перцептивных действий. Это говорит о необходимости учитывать в конкретной практике математического образования, что учащиеся воспринимают визуальную модель принципиально иначе, чем это делают их преподаватели-эксперты и что кажущаяся наглядность может оборачиваться непониманием вследствие не владения специфическими способами восприятия. Общепсихологическим выводом исследования является принципиальное сплетение понятийных структур и процессов зрительного восприятия, организуемого сообразно целостной системе знания. Особенности восприятия декартовой плоскости экспертами соответствуют более поздним этапам исторического развития этой визуальной модели, что эмпирически подтверждает правомерность использования термина «теоретическое восприятие».

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss