Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Сысоева Т. А.1
  • 1 ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Теоретический анализ механизмов возникновения эмоционального эффекта Струпа

2014. Т. 11. № 1. С. 49–65 [содержание номера]

Цель работы – проведение аналитического обзора исследований, посвященных изучению механизмов возникновения эмоционального эффекта Струпа. Эмоциональный эффект Струпа – один из способов демонстрации особенностей переработки эмоциональной информации, состоящий в обнаружении замедления при назывании цвета эмоциональных стимулов по сравнению с нейтральными. На данный момент существует два основных подхода к объяснению причин возникновения этого замедления: эмоциональный эффект Струпа как быстрый и как медленный эффект. При интерпретации эмоционального эффекта Струпа как быстрого эффекта предполагается, что замедление возникает в рамках текущей пробы, это объясняется автоматическим привлечением больших ресурсов внимания к эмоциональной информации. При интерпретации его как медленного эффекта предполагается, что замедление возникает с задержкой и проявляется в последующей пробе, что может объясняться затруднениями при отвлечении внимания от эмоциональной информации либо работой механизма общего торможения всех реакций в ответ на обнаружение угрозы. В современных исследованиях получены эмпирические аргументы в поддержку обеих интерпретаций механизмов эффекта. Это может быть связано с тем, что оба варианта эффекта существуют. В некоторых работах показано, что эффект является составным и может быть разделен на быстрый и медленный компоненты. Кроме того, выдвигаются предположения, что разные механизмы эффекта могут быть характерны для разных групп испытуемых. Невозможность обобщить существующие данные для однозначного ответа на вопрос о природе эффекта связывается в статье с тем, что исследователи используют слишком разные наборы стимульного материала, рассматривают недостаточно обширный набор уровней независимых переменных, не проводят анализа результатов на уровне отдельных испытуемых, проверяют слишком частные гипотезы.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss