Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

 


Организационная психология

Котов А. А.1, Котова Т. Н.2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Россия, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 1

Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия

2013. Т. 10. № 3. С. 75–85 [содержание номера]

В исследовании мы изучали влияние слов на эффект категориальности восприятия, который выражается в снижении памяти на индивидуальные особенности объектов в том случае, если они относятся к общей категории. В эксперименте испытуемые запоминали внешний вид новых для них объектов (изображения бабочек) в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Мы варьировали степень внимания испытуемых к названию объектов. В одной группе, с произношением названий, испытуемые получали указание, что в инструкции бабочки будут называться двумя именами (искусственные слова: «тульница» и «дарянка»), и они должны были произносить эти названия. В другой группе, с произношением указание на месторасположение, дополнительно к названию испытуемые получали подсказку, где будет бабочка, и должны были прочитать вслух только слово, обозначающее месторасположение. Согласно нашей гипотезе, слова создают категориальный эффект восприятия не всегда, когда они сопровождают действия с объектами, но лишь тогда, когда при этом внимание человека направлено на это название. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. В отличие от предыдущих экспериментов (Lupyan, 2008; Котов и др., 2012) мы доказали, что самого слова при восприятии объектов не достаточно для того, чтобы возник эффект категориальности восприятия. В том случае, когда внимание человека направлено на вербальное указание  на месторасположение объекта, название объекта, которое остается за пределами внимания, не создает отношения к объектам как к общей группе.

BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss