|
2011. т. 8. №3
|
Теоретико-эмпирические исследования
|
9–38
|
В статье дается краткое теоретико-эпирическое обоснование концепции психологической жизнеспособности человека. Показано, что тенденции процесса научного познания феномена жизнеспособности развиваются в направлении от структурно-статических, элементных представлений к пониманию жизнеспособности как особой целостности, интегративного свойства человека, сущностью которого является его духовный потенциал. Дается описание концептуальной модели жизнеспособности человека. Приводятся результаты эмпирической верификации данной модели, включающие исследования обыденных представлений о жизнеспособном человеке, общей и компонентной структуры жизнеспособности и онтологических аспектов ее проявления. |
Специальная тема выпуска:
Юбилей В.П. Зинченко
|
49–74
|
В статье предлагается культурно-историческая периодизация жизнедеятельности В.П.Зинченко, дается целостный абрис панорамы его познавательных интересов и показывается разнообразный вклад в современную науку и культуру. При этом выделяются и систематизируются основные аспекты научного творчества В.П.Зинченко, суть которого определяется как энциклопедизм ренессансного типа. На фоне анализа человекознания рубежа ХХ-ХХI вв. характеризуется созданная им оригинальная философско-психологическая система и ее конкретизация в виде развития общепсихологической теории деятельности и построения системно-психологических концепций взаимодействия образа и действия, интеллекта и аффекта, сознания и рефлексии, интуиции и творчества. Показано присущее научной деятельности В.П. Зинченко единство фундаментальных исследований и их практической реализации в сфере психологического обеспечения развития системотехники и управления, эргономики и дизайна, педагогики и образования, литературы и культуры. |
|
75–91
|
Психология, берущая начало в личности В.П.Зинченко, – психология «от Зинченко», – в своем исходном определении может быть понята как постигающе-полагающая наука, ведающая истоками жизни индивидуумов, жизни общества, бытия цивилизации и культуры, раскрывающая посвященным веер возможностей, искушений и перспектив. Анализируются условия синтеза исследовательской и полагающей функций психологии, что превращает ее в науку поступающего самосознания, неотделимую от личности ее творца. Такова наука об актах, инструментах и результатах индивидуального и всеобщего самосознания, показывающая, как живет сознание, преодолевая заданность и раскрывая перед собой и вовне новые степени своей свободы. История психология для В.П.Зинченко есть путь объективации и субъективации сознания средствами самого сознания. Его психология – сверхлична и лична. Тексты книг и статей Зинченко – чувственная ткань переживающей себя психологии. Его мысль – живое движение сквозь знаки любой сложности; предложения, содержащиеся в текстах его работ, суть не только опыт фиксация сквозь-знаковых переходов в новых знаковых формах, – это еще и предложения, которые В.П.Зинченко делает самой психологии. Теория сознания и сознания Теоретика в его лице едины. Сам автор теории – человек поступающего самосознания. |
Короткие сообщения
|
102–110
|
В статье рассматривается возможность выделения двух компонентов категориального прайминга по типу отношения между праймом и объектом категоризации. Первый компонент ситуативный и связан с заданными категориями ответа (прайм и объект категоризации требуют одинакового ответа), второй компонент семантический, связан с устойчивыми категориальными структурами семантической памяти (прайм является названием естественной категории объекта). В задаче категоризации объектов из категорий «одежда» и «здания» (категории объекта) по основанию «часть»-«целое» (категории ответа) получен отрицательный категориальный прайминг ответа при отсутствии прайминга объекта. Эффект в разной степени выражен в разных категориях объектов. Результат интерпретируется как подтверждение необходимости различения двух компонентов неосознаваемого категориального прайминга. |
|
111–120
|
Исследовались оценки содержания текстов с агрессивной тематикой у лиц с различным уровнем психотизма. По результатам опросника Г. Айзенка было выделено две группы испытуемых: 1) имеющие низкие асоциальные тенденции (низкий уровень психотизма) и 2) имеющие высокие асоциальные тенденции (высокий уровень психотизма). Тексты с описанием сцен насилия оценивались испытуемыми с помощью метода шкалирования эмотивных и активационных составляющих их содержания. Установлено различие в оценках текстов между выделенными группами испытуемых по шкалам, измеряющим чувства «страха» и «отвращения». Испытуемые с высоким уровнем психотизма характеризовались более низкими оценками выраженности этих эмоций. Дополнительная обработка показала, что различия между группами по уровню страха и отвращения не зависели от других личностных особенностей (например, личностной тревожности и нейротизма). Результаты объясняются низкой способностью к сопереживанию у лиц с высоким уровнем психотизма. |
|
121–129
|
Проведено исследование взаимосвязи между индивидуальными особенностями человека и успешностью выполнения им задачи на селективное слуховое внимание. Акцентирована проблема зависимости внимания от характеристик темперамента, рассматриваемого в контексте теорий Г. Айзенка, В.М. Русалова и Я. Стреляу. Результаты исследования интерпретированы с позиции ресурсного подхода. Обнаружено опосредованное активацией влияние индивидуальных особенностей на стратегию распределения ресурсов внимания. Зафиксирована автоматизация выполнения задачи, сопровождаемая сменой ведущего уровня внимания. |
|
130–138
|
В статье показана возможность предсказания посредством суточного локуса спада-подъема в деятельности медицинских работников в течение рабочей смены. Кратко рассматриваются предпосылки исследования. В исследовании приняли участие 189 медицинских работников Перми. Была разработана самоотчетная Шкала суточного локуса, продемонстрировавшая приемлемую внутреннюю согласованность, дивергентную и предиктивную валидность. Показано, что суточный локус опосредует эффект интернальности в производственных отношениях на суточный спад в работе медицинского сотрудника. Обсуждаются ограничения и перспективы исследования. |
Обзоры и рецензии
|
139–146
|
В статье анализируются исследования когнитивного развития и развития личности ребенка. Сопоставляются результаты изучения связи когнитивной сферы и личности, а также изменения, происходящие в личности ребенка под воздействием различных образовательных программ. |
Научная жизнь
|
|