|
2011. т. 8. №1
|
Философско-методологические проблемы
|
3–26
|
Рассматриваются процессы формирования стадиальной модели идентичности в художественном пространстве кинематографа, который обладает моделирующей функцией, способностью создавать новые типы идентичности, влиять на процессы становления личности и видоизменять социальные отношения. Произведение экранного искусства и отражает внутренние изменения идентичности, и предлагает субъектам культуры приемлемые модели поведения для отождествления с ними в повседневности. На основе анализа фильмов выделяются четыре стадии развития идентичности, раскрываются их основные характеристики. Структура и процесс построения идентичности рассматривается как результат взаимодействия с культурой. Конфигурация идентичности зависит от сложившейся системы культуры. Подвергаются пересмотру понятия «культура 1» и «культура 2». Вводятся концепты «культура продукта» и «культура конфликта». |
Теоретико-эмпирические исследования
|
27–58
|
В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования бездуховного смысла жизни как детерминанты смысложизненного кризиса в развитии личности. Бездуховный смысл жизни рассматривается как один из вариантов функционально неоптимального смысла жизни, в содержании которого преобладают эгоцентрические ценности на фоне отсутствия или малой представленности самотрансцендентных ценностей. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что такая содержательная композиция ценностей, принятых личностью в качестве источников смысла собственной жизни, существенно обусловливает интенсивность переживания смысложизненного кризиса. |
Специальная тема выпуска:
Психофизиология
|
62–77
|
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, возникающих в результате интенсивного развития наук на стыке психологии и физиологии: психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, нейропсихологии и др. В историческом контексте обсуждаются условия, определившие взаимодействие психологии и физиологии, противоречия методологического и концептуального характера, возникающие в области пересечении двух областей знания, а также границы и перспективы взаимного проникновения наук. Подробно рассматриваются две характерные исторически сложившиеся "болевые точки" взаимодействия наук – рефлекторная теория и нейрофизиологический (в том числе нейронный) анализ сознания. |
|
78–88
|
Приведены данные об отражении механизмов внимания и программирования саккады в выраженности и топографии усредненных потенциалов ЭЭГ, связанных с подготовкой саккады у человека. Использование психофизиологических схем зрительной стимуляции («Step», «Gap», «Overlap», «Cost-benefit» и «антисаккадическая») показало вклад различных видов внимания в подготовке и программирование саккады. Установлено, что участие процессов внимания в контроле саккадических движений глаз осуществляется с помощью фронто - париетальных сетей коры и фронто-медио-таламической и таламо-париетальной модулирующих систем избирательного внимания. |
|
89–100
|
Авторы провели исследование динамики ЭЭГ в альфа-диапазоне при выполнении задачи зрительного поиска релевантного стимула (РС) среди многих нерелевантных. В качестве контроля использовали простое рассматривание нескольких одинаковых стимулов. Для верификации взора при поиске РС использовали метод видеоокулографии. Динамику ЭЭГ в альфа-диапазоне (десинхронизацию, Д) рассматривали как коррелят процессов внимания. Показана существенно бóльшая, чем в контроле, Д после нахождения РС. Бóльшая выраженность Д при поиске, по-видимому, связана с процессами оценки значимости стимула (при вовлечении произвольного модально-специфического внимания). При этом еще бóльшая по амплитуде Д в лобных областях предположительно отражает значимость выполнения адекватной двигательной программы (при вовлечении префронтальных механизмов внимания). |
|
101–121
|
В работе рассмотрена проблема выделения названий непредметных (синий, зеленый, и т.д.) и предметных цветов (лимонный, розовый и т.д.). Методом многомерного шкалирования цветовых названий построили семантические пространства: общее, пространство предметных и непредметных названий. Непредметные цветовые названия образуют более устойчивую конфигурацию точек-стимулов, по сравнению с конфигурацией предметных цветовых названий. Это позволяет связать формирование непредметных цветовых названий с психофизиологическим устройством цветового зрения, тогда как формирование предметных цветовых названий определяется речевым опытом. |
|
122–138
|
В работе рассматриваются семантические пространства различения словесных обозначений эмоций, полученные с помощью метода многомерного шкалирования. Сравниваются результаты исследования аутичных взрослых испытуемых и здоровых детей разного возраста. В обоих случаях используется единая экспериментальная процедура, единые методы обработки первичных данных и единый способ их представления в унифицированных терминах апостериорных геометрических моделей. Показано, что при аутизме анормальность пространственной модели различения словесной семантики эмоций характеризуется избирательным выпадением шкалы «гнев-страх», при сохранности шкалы «удовольствие-неудовольствие». У здоровых детей эти шкалы формируются в онтогенезе не одновременно – первична система «удовольствие-неудовольствие», а система «гнев-страх» появляется на ее основе при повзрослении. В отличие от нормы, редукция восприятия эмоциональных выражений в диапазоне «гнев-страх» при аутизме стабильна и не связана с возрастом больного. Обсуждается нейрофизиологическая природа этой феноменологии. |
|
139–149
|
Исследования проведены с участием 30 добровольцев, из которых 18 человек были высокогипнабельными (ВГ), и 12 человек – низкогипнабельными (НГ). Запись ЭЭГ (19 стандартных отведений) осуществляли в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами в течение 2 минут. Анализировали спектральную мощность (СМ) и когерентность (КОГ). Подтверждены данные других авторов о повышенной СМ тета диапазона у ВГ лиц. Впервые показано, что ВГ лица характеризуются значительно более высоким уровнем КОГ в тета и альфа диапазонах ЭЭГ по сравнению с НГ. СМ и КОГ высокочастотных диапазонов (бета2 и гамма) в группе ВГ, напротив, были ниже, чем в группе НГ. В целом, полученные результаты позволяют предположить, что ВГ лицам более свойственно образное мышление, а НГ – вербально-логическое. |
Короткие сообщения
|
150–156
|
В статье на основе теоретического анализа феномена лидерства применительно к менеджменту описана авторская социально-когнитивная модель лидерского потенциала организационного лидера, которая может быть полезна при решении задачи развития лидерского компонента в управленческой деятельности руководителя. |
Резюме выпуска на европейских языках
|
157–159
|
|
|