|
2007. т. 4. №2
|
Философско-методологические проблемы
|
3–21
|
Анализируются тенденции в развитии методологии психологической науки. Утверждается, что методология психологии имеет конкретно-исторический характер. На современном этапе развития психологии на первый план выходит разработка интегративной методологии — общей методологии психологии как непротиворечивой концепции, трактующей проблемы предмета, метода, факта, объяснения, теории в их взаимосвязи. Предложены подходы к разработке интегративной методологии психологической науки. |
Теоретико-эмпирические исследования
|
22–47
|
При изучении механизмов, опосредствующих влияния генотипа на психометрический интеллект, важным является понятие промежуточного фенотипа (эндофенотипа). Показано, что в роли промежуточных фенотипов интеллекта могут выступать параметры вызванных потенциалов (ВП), которые рассматриваются как корреляты функционирования мозговых систем, участвующих в обработке зрительной информации. Анализ генетических корреляций свидетельствует об особой роли параметров ВП фронтальных зон коры больших полушарий при восприятии семантической информации. Параметры ВП в младшем школьном и подростковом возрастах могут быть использованы для прогноза показателей интеллекта в зрелости. Эффективность прогноза обнаруживает зависимость от параметра ВП, вида стимула, зоны регистрации и возраста испытуемых. Наличие генетических корреляций между параметрами ВП и показателями интеллекта свидетельствует о существовании общих генетических факторов, включенных в формирование межвозрастных межуровневых фенотипических связей различных показателей когнитивных функций индивидуальности. |
Размышления о психологии
|
48–55
|
В профессиональном языке психологов распространены «штампы речи», которые могут вызывать разнообразные ассоциации и представления, ведущие к неадекватному пониманию предмета. Хотя такие штампы обычно понятны психологам, представителей других специальностей они могут вводить в заблуждение. Автор приводит ряд примеров подобной терминологии и призывает профессиональное сообщество рассмотреть вопрос о том, чтобы изъять ее из употребления, заменив на более содержательные утверждения. |
Специальная тема выпуска:
Психология – с религией или без нее?
|
58–64
|
В статье выражается тезис христианской психологии, согласно которому психология невозможна без духовно-ориентированного подхода к человеку, в котором предметом оказывается не только психика, богоподобная личность человека, но и душа, и дух, и одухотворенная телесность. Рассматривается проблема возвращения в психологию понятия души и принятия личности как несводимой к природе, свободной и непознаваемой аналитическими объективирующими методами онтологической основы человека. |
|
65–73
|
В данной статье рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся содержательной соотнесенности собственно научного и религиозного видения, а также интерпретации той реальности, которая нас окружает. В данном случае плоскости научного и религиозного рассмотрения проблемы являются параллельными, т.е. не пересекающимися. В статье, помимо ответа на вопрос, может ли быть наука религиозной, а религия научной, значительное место занимает оценка попыток проникновения религиозного подхода в область образования и научного знания. Подобный "межевой конфликт" рассматривается во многом как результат агрессивной позиции и активности так называемых "христианских психологов". В данном случае это сугубо личная позиция автора. |
|
74–89
|
Обсуждается позиция священника Андрея Лоргуса, который, с одной стороны, ведет критику традиционной психологии, с другой - призывает к обновлению психологии на путях христианского богословия и антропологии. Автор статьи приводит аргументы в пользу решения этих проблем в рациональном ключе и затем на примере жизни Эмануэла Сведенборга рассматривает проблему демаркации между наукой и религией. При этом он показывает, что в настоящее время религия имеет другой смысл (все больше становится особым типом социальности), а многие люди ухитряются жить одновременно в двух разных мирах - религиозном и обыденном. В статье разводятся и обсуждаются два разных контекста - обслуживание в психологии и религии сложившихся способов жизни человека и создание условий, способствующих становлению нового человека. Делается вывод о том, что психология и христианство должны повернуться друг другу и начать нелегкий диалог. |
|
90–97
|
В статье рассмотрены предпосылки и условия становления христиански ориентированной психологии - как особого направления в психологической антропологии. Эти условия соотнесены с этапами развития психологических знаний - классический (естественнонаучный), неклассический (культурно-деятельностный), пост-неклассический (антропологический). |
Короткие сообщения
Обзоры и рецензии
|
|