|
2006. т. 3. №4
|
Философско-методологические проблемы
|
3–13
|
Рассматриваются различные подходы к определению совести, показывается определяющее значение совести в поведении человека, раскрывается роль покаяния как акта нравственной рефлексии в формировании совести. Проводится анализ различной эффективности формирования совести в условиях религиозного и светского воспитания. |
Теоретико-эмпирические исследования
|
14–38
|
Анализируются результаты теоретического и эмпирического исследования структуры социальной идентичности. В психологии пока не существует эффективной модели, отражающей иерархичность компонентов данного вида идентичности и особенностей их содержания и функционирования. В исследовании сделана попытка преодоления этих трудностей на основе представлений о социальной идентичности как целостном образовании. Проводится анализ структурных компонентов социальной идентичности, основанных на взаимосвязи когнитивных и ценностно-мотивационных особенностей личности. |
Специальная тема выпуска:
Сорокалетие первых российских факультетов психологии
|
40–46
|
Воссоздаются важнейшие вехи и события процесса становления университетской психологической мысли, новым этапом развития которой явилось создание факультета психологии. Представлены данные о структуре факультета, учебной работе по подготовке специалистов(психологов, направлениях научно-исследовательской деятельности, профессорско-преподавательском составе, определен вклад факультета в отечественную психологическую науку. |
|
47–56
|
Современная Петербургская психологическая школа преемственно связана с психологической школой В.М. Бехтерева, сложившейся в Психоневрологическом институте и Институте мозга в первой трети ХХ в. Во второй половине ХХ в. произошла консолидация Ленинградской психологической школы вокруг отделения и факультета психологии под руководством Б.Г. Ананьева. По его исследовательским программам работали многие ленинградские психологи, воспитанники ЛГУ. Школа Ананьева продолжила традицию Бехтерева в комплексном изучении человека в целях его психологического познания. Можно выделить бехтеревский, ананьевский и послеананьевский этапы развития Петербургской научной школы. |
Психология и общество
|
110–132
|
Автор подвергает критике сложившуюся традицию объяснять социальные революции преимущественно политическими и экономическими причинами. По его мнению, необходимы комплексные объяснения революций, в которых существенное внимание должно уделяться социально(психологическим факторам. В статье рассматриваются социально(психологические факторы революций и различные подходы к их объяснению, ситуация в современной России и существующие в ней «революционные точки». Анализируется также возможность революций в современном мире вообще и в нашей стране в частности. |
Короткие сообщения
|
|