|
2005. т. 2. №3
|
Философско-методологические проблемы
|
3–18
|
В статье рассматриваются три основные области психологического познания, к числу которых автор относит психологические исследования (исследовательскую психологию), психологическую практику (практическую психологию) и обыденную психологию. По мнению автора, несмотря на традицию считать только первую область психологического познания собственно научной, в современной — постнеклассической — науке две другие области тоже выглядят вполне легитимными источниками научного знания, способными многим обогатить научную психологию. |
Теоретико-эмпирические исследования
|
19–42
|
В работе представлен обзор литературы по проблеме деятельностной динамики эмоций в свете разработанной автором модели, касающейся четырех основных измерений аффективной сферы: позитивные эмоции, негативные эмоции, их баланс и интегральная величина (общий уровень эмоциональной активации). Показано, что гипотетические кривые зависимости этих измерений эмоций от эффективности деятельности, содержащиеся в той зоне модели, которая относится к популяции большинства обычных людей, действующих в обычных условиях (монотонная нисходящая кривая для отрицательных эмоций, колоколообразная кривая для положительных эмоций, инвертированная J-образная кривая с тенденцией роста для эмоционального баланса, инвертированная J-образная кривая с тенденцией снижения для интегральной величины эмоций), в значительной степени согласуются с доминирующими в литературе по этой теме представлениями и данными. Обсуждены некоторые трудности, возникающие при работе с литературой в рамках данной тематики. |
Специальная тема выпуска:
В.Н. Дружинин – 50 лет
|
125–129
|
Статья посвящена проблеме объекта в экспериментальном психологическом исследовании как методологической проблеме базовых характеристик получаемого психологического знания. |
|
130–136
|
Раскрывается положение о том, что одна из сквозных и принципиальных тем, разрабатывавшихся В.Н. Дружининым на разных уровнях,— тема актуализации и развития созидательных и деструктивных человеческих возможностей, а также факторов, влияющих на потенциал человека. С этой точки зрения рассматриваются подходы В.Н. Дружинина к психодиагностике и к разработке оригинальной авторской теории экзистенциальной психологии как синтезу когнитивного и нравственного измерения человека. |
|
137–141
|
В работе описываются два способа когнитивной переработки (холистический и аналитический) в проекции на проблемы измерения и онтологию латентных свойств. Излагается основной постулат изоморфизма современной науки, и выводятся основные методические максимы о сущности знания. Показано, что веерная модель способностей, предложенная В.Н. Дружининым, обладает методологическим потенциалом, применимым при решении проблемы интерпретации эмпирических данных. В частности, обсуждается актуальный и латентный статус измеряемых свойств и возможные способы их операционализации. Данный вывод иллюстрируется на примере пропозиции и аппозиции, предложенных С. Харнадом в качестве механизмов организации знаний. |
Короткие сообщения
Обзоры и рецензии
|
|