|
В.А. Петровский, Свобода как осознанная «обходимость»
Свобода как осознанная «обходимость».Известно, что за несколько секунд до совершения действия мозг уже «знает», что он сейчас обязательно предпримет – программа готова и будет выполнена. Когда человек думает, что он свободен в своих выборах, – это иллюзия; в действительности все предрешено – так иногда нам говорят…
Но этот сюжет требует развития: а вдруг не всегда так? Давайте зарегистрируем и вынесем на экран монитора то, к чему готов наш мозг. Например, в ситуации выбора, стрелочка, управляемая датчиками, считывающими импульсы испытуемого, будет показывать вправо или влево, как бы «говоря» ему: «Вот что ты сейчас обязательно сделаешь!». Вопрос в том, не приведет ли эта опережающая информация к коррекции исходного замысла («мне показывают, как я поступлю, а я сделаю наоборот»)? [1]
В более ранних исследованиях, совместно с Т.А.Тунгусовой, мы показали, что предвосхищая ответы испытуемого при заполнении личностного опросника (руководствуясь параллельной форма опросника, о чем испытуемый не знал), экспериментатор провоцировал к изменению ответов, которые должен был дать испытуемый. Прогноз будущих реакций, став известным, влиял на прогнозируемое событие (философы в этом случае говорят о «парадоксе Эдипа»). Не будет ли наблюдаться что-то подобное при информировании испытуемых об их будущих действиях в условиях эксперимента со «стрелочками»? Не станут ли испытуемые корректировать свой собственный замысел, обходя стороной то, к чему сами готовы, если узнают, что у них «выбора нет») ?
Если так, то свобода есть осознанная обходимость того, что, казалось бы, обойти невозможно.
В.А.Петровский, НИУ ВШЭ
[1] Есть, конечно, и предел самокоррекции: когда действие ужесовершается, оно не может быть перестроено в ответ на стимул в течение определенного интервала времени. Этот феномен был описан в блистательных работах Н.Д.Гордеевой и В.П.Зинченко.
|