Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

А.Н.Поддьяков, Будет ли невидимой горилла с лицом близкого человека?

Эффект невидимой гориллы (invisible gorilla) как одно из проявлений слепоты невнимания состоит в следующем. Человек, сосредоточившись на решении поставленной задачи (например, посчитать число перебрасываний мячами между несколькими играющими, поставить диагноз по рентгеновскому снимку – для врача), не замечает появления персонажа в костюме гориллы среди перебрасывающихся мячом или имеющегося изображения гориллы на снимке (Chabris & Simons, 2010).

Наша гипотеза состоит в следующем. Если вместо гориллы появится человек, лицо которого – это лицо близкого родственника самого участника (будь то точно выполненная маска или компьютерный эффект наложения изображений) или же появится горилла с лицом близкого родственника, то эффект невидимой гориллы (в данной случае – «невидимого» близкого родственника) будет значительно ослаблен. То же касается замены изображения гориллы на рентгеновском снимке на изображение лица близкого родственника – здесь тоже можно предполагать ослабление эффекта слепоты невнимания.

Я благодарю И.С. Уточкина, который в развитие этой гипотезы предложил эксперимент на проверку взаимодействия эффекта невидимой гориллы и эффекта вечеринки с коктейлем: участнику вместо гориллы будет показан человек, лицо которого – это лицо самого респондента. (Известный эффект вечеринки с коктейлем - cocktail party effect - состоит в том, что человек на вечеринке среди множества доносящихся до его ушей обрывков разговоров, на которые он не обращает внимания, выделяет свое имя, произнесенное кем-то из говорящих, пусть даже без какой-либо акцентировки. Эффект был изучен Н.Мореем в 50-х гг. XX в. [Morey, 1959], позднее аналогичное явление было выявлено в отношении написанного, а не прозвучавшего имени [Shapiro, Caldwell & Sorensen, 1997]).

Оба варианта эксперимента – с показом лица близкого человека или лица самого участника – позволяют проверить предположение, что участник должен отнестись к изображению, непосредственно связанному с ним, с бóльшим вниманием и выделять это изображение легче, чем фигуру пусть и экстравагантную, но не имеющую к нему отношения.

Я благодарю В.А.Петровского за комментарий к гипотезе: реакции людей в этих ситуациях могут быть опосредованы, смодулированы их личностными особенностями. Выражаю признательность М.В.Фаликман за содержательную консультацию по истории исследования эффекта вечеринки с коктейлем.

 

Chabris C., Simons D. (2010). The Invisible Gorilla. Crown Publishing Group.

Moray N. (1959). Attention in dichotic listening: Affective cues and the influence of instructions. Quarterly Journal of Experimental Psychology. 11(1): 56-60. doi:10.1080/17470215908416289

Shapiro K. L., Caldwell J., Sorensen R. E. (1997). Personal names and the attentional blink: A visual “cocktail party” effect. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 23(2): 504–514. doi:10.1037/0096-1523.23.2.504

 
А. Н. Поддьяков, НИУ ВШЭ
 
 
Rambler's Top100 rss