Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., 4, стр. 2 

Е-mail:
psychology.hse@gmail.com

 


Организационная психология

В.А. Петровский, Кошелек или вещь?

Кошелек или вещь?На заре перестройки, когда «деньги – товар – деньги» сбежали со страниц «Капитала», не успев добежать до кармана многих из нас, пришел в голову автора этих строк такой вопрос: насколько объем денежных средств, которыми располагает покупатель, соответствует по своей привлекательности товару, который можно на выбор на эти деньги купить? Проще говоря, что для нас, потенциальных покупателей, «дороже» (привлекательнее, важнее) – деньги или вещь? Я рассуждал так: деньги («всеобщий эквивалент», по Марксу), не просто обмениваются на некоторый товар, - они могут быть обменены на любойтовар соответствующей цены. Следовательно, деньги – это возможность свободного выбора.Если так, то можно определить разницу между привлекательностью денег и средней привлекательностью товаров такой цены, то есть выявить некий избыток, я бы сказал «надбавочную стоимость» денег. Мне захотелось измерить ценность свободы выбора, запечатленной в денежных знаках. Этот простой вопрос не слишком легко поддается исследованию. Много подводных камней. Сегодня мы пытаемся справиться с этой задачей вместе Ириной Токтаровой (это ее кандидатская диссертация).

Итак представьте, что в вашем кошельке 10 тыс. рублей и вы готовы их потратить сегодня. Перед вами на выбор несколько вещей, каждая стоимостью в 10 тыс. рублей. Теперь сравним среднюю привлекательность этих вещей с привлекательностью этой суммы денег. Гипотеза состоит в том, что деньги «дороже», так как они обеспечивают свободу выбора. А что если это не 10 тыс., а 50 тыс. или 100 тыс. рублей? Меняется ли при этом степень привлекательности денег как инструмента свободного выбора, существует ли закономерная связь между объемом денежной массы и «надбавочной» стоимостью?

И еще один смежный вопрос: что мы предпочитаем – получить подарок деньгами или на ту же сумму вещью? Каждый из нас ответит: «Это зависит…» (ну, например, от того, кто нам дарит – близкий или посторонний человек, любимый или не очень и т.п.). Но среди факторов – сам объем денежных средств (наравне со стоимостью вещи). Например, если это 500 рублей, то мало кто из нас выбирает деньги. А если 15 тыс. рублей? В какой момент ценность денег «перевешивает» ценность вещи (и  существует ли пороговая величина перехода для каждого из нас)?

Ставя эти исследовательские задачи, мы с Ириной Токтаровой сталкиваемся с немалыми трудностями методического порядка. Но,  к счастью, подводные камни не корчуют, а пытаются обойти, не задев.

В.А.Петровский, НИУ ВШЭ

 

 
 
Rambler's Top100 rss