TY - JOUR TI - Variety of Possible Selves: The Role of Agency and Empirical Evidence Review T2 - Psychology. Journal of Higher School of Economics IS - Psychology. Journal of Higher School of Economics KW - possible self KW - self-concept KW - agency KW - impossible self KW - personality KW - self-image KW - self-identity KW - self-schema KW - feared self KW - personality development AB - Развитие концепции возможного Я привело к появлению новых определений конструкта и его разновидностей. Однако эти разновидности возможного Я далеко не всегда соответствуют первоначальному определению Х. Мар­кус и П. Ньюриус (1986). Авторы не учитывают проявлений агентности, играющей решающую роль в мотивационной функции возможного Я. Тем временем в литературе появляются несистематизированные концепции различных типов возможного Я. Основная цель статьи — проанализировать существующие типы возможных Я сквозь призму феномена агентности и унифицировать данные о конструкте. В статье рассматриваются наиболее изученные типы возможного Я — желаемое возможное Я, избегаемое возможное Я, наилучшее возможное Я, саморегуляционное и самосовершенствующее возможное Я, потерянное возможное Я, совместное возможное Я, а также невозможное Я. Обобщение данных в этой области необходимо для будущего развития теории, поскольку уже сейчас существуют некоторые заблуждения, возникающие по причине свободной интерпретации изначально вполне конкретного конструкта. В ответ на возникающую путаницу определений предлагается решение в виде систематического литературного обзора с пересмотренными определениями типов возможного Я в зависимости от роли агентности, которая проявляет себя в воплощении того или иного возможного Я. Делается вывод о том, что учет потенциала агентности раскрывает процессы, стоящие за различными типами возможных Я. AU - Milena Grishutina AU - Vasiliy Kostenko UR - https://psy-journal.hse.ru/en/2022-19-2/670766235.html PY - 2022 SP - 405-423 VL - 19