@ARTICLE{26583223_230297630_2018, author = {Elena Grigorenko and Torres Stephanie and Evgenya Lebedeva and Yevgeniy Bondar}, keywords = {, autism spectrum disorder, behavioral interventions, applied behavior analysisevidence-based interventions}, title = {Evidence-Based Interventions for ASD: A Focus on Applied Behavior Analysis (ABA) Interventions}, journal = {Psychology. Journal of Higher School of Economics}, year = {2018}, volume = {15}, number = {4}, pages = {711-727}, url = {https://psy-journal.hse.ru/en/2018-15-4/230297630.html}, publisher = {}, abstract = {Настоящий обзор освещает последние тенденции в области психолого-педагогических вмешательств для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с учетом стремительного роста числа публикаций по этой тематике в последние несколько лет. В настоящий момент внимание специалистов в области вмешательств при РАС сосредоточено на соблюдении стандартов научной доказательности и высоком качестве исследований. Согласно недавним систематическим обзорам, все комплексные программы вмешательства для детей с РАС с доказанной эффективностью в той или иной степени основаны на научной дисциплине прикладного анализа поведения (ПАП). Реализация таких интенсивных поведенческих программ улучшает траекторию развития ребенка с РАС. В частности, метааналитические исследования демонстрируют существенное улучшение показателей IQ и адаптивного поведения у детей, помощь которым оказывалась в рамках ранних интенсивных комплексных программ, основанных на ПАП. Более того, большинство целевых вмешательств с доказанной эффективностью для детей с РАС либо также основаны на ПАП, либо являются компонентами комплексных программ вмешательств, основанных на ПАП. В последнее время возрастает интерес к модульным вмешательствам, которые позволяют обеспечить высокую степень индивидуализации программы помощи для каждого ребенка с РАС, в то же время удовлетворяя стандартам научной доказательности. Рост числа строгих оценок эффективности различных вмешательств, применяемых в реальных неклинических условиях для компенсации основных дефицитов, связанных с РАС, создает адекватную базу для внедрения и широкого использования вмешательств с доказанной эффективностью в системе помощи людям с РАС, в том числе неспециалистами, прошедшими базовую подготовку.}, annote = {Настоящий обзор освещает последние тенденции в области психолого-педагогических вмешательств для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с учетом стремительного роста числа публикаций по этой тематике в последние несколько лет. В настоящий момент внимание специалистов в области вмешательств при РАС сосредоточено на соблюдении стандартов научной доказательности и высоком качестве исследований. Согласно недавним систематическим обзорам, все комплексные программы вмешательства для детей с РАС с доказанной эффективностью в той или иной степени основаны на научной дисциплине прикладного анализа поведения (ПАП). Реализация таких интенсивных поведенческих программ улучшает траекторию развития ребенка с РАС. В частности, метааналитические исследования демонстрируют существенное улучшение показателей IQ и адаптивного поведения у детей, помощь которым оказывалась в рамках ранних интенсивных комплексных программ, основанных на ПАП. Более того, большинство целевых вмешательств с доказанной эффективностью для детей с РАС либо также основаны на ПАП, либо являются компонентами комплексных программ вмешательств, основанных на ПАП. В последнее время возрастает интерес к модульным вмешательствам, которые позволяют обеспечить высокую степень индивидуализации программы помощи для каждого ребенка с РАС, в то же время удовлетворяя стандартам научной доказательности. Рост числа строгих оценок эффективности различных вмешательств, применяемых в реальных неклинических условиях для компенсации основных дефицитов, связанных с РАС, создает адекватную базу для внедрения и широкого использования вмешательств с доказанной эффективностью в системе помощи людям с РАС, в том числе неспециалистами, прошедшими базовую подготовку.} }