TY - JOUR TI - Компьютерная оценка креативного мышления школьников без участия экспертов T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - креативное мышление KW - компьютерное тестирование KW - метод доказательной аргументации KW - экологическая валидность KW - автоматическая оценка AB - Важность креативного мышления была подчеркнута в современном мире путем включения его в списки навыков XXI в. и образовательных целей национальных учебных программ. Чтобы сделать оценку креативности более распространенной в школах и образовательных исследованиях, необходимо снизить ресурсоемкость оценки как для учителей, так и для учащихся. В современной психометрике одним из актуальных вопросов оценки креативности является автоматическая оценка результатов. Автоматическая оценка увеличивает потенциал использования инструмента оценивания, поскольку она не зависит от рабочего времени оценщиков и устраняет предвзятость из-за их субъективности. Автоматическая оценка идет рука об руку с компьютерной оценкой. Цель этого исследования — представить методологию компьютерной оценки креативного мышления без участия экспертов. В разработке инструмента оценивания был использован метод доказательной аргументации, в рамках которого была продемонстрирована модель конструкта, основанная на когнитивном подходе и концепции структурного воображения, а также модель заданий для компьютерной оценки с автоматической оценкой. В эмпирической части работы была доказана факторная структура инструмента на выборке из 749 учащихся 5-го класса. В заключение статьи обсуждаются преимущества предлагаемого подхода, такие как повышение экологической обоснованности и сокращение усилий экспертов. Практическая значимость работы заключается в снижении нагрузки при оценке креативного мышления в условиях класса с использованием цифровых технологий. AU - И. Л. Угланова AU - С. В. Тарасов AU - С. М. Чурбанова AU - Е. А. Орел UR - https://psy-journal.hse.ru/2025-22-2/1050611513.html PY - 2025 SP - 339-361 VL - 22