Адрес редакции: Е-mail: |
Угланова И. Л.1, Тарасов С. В.1, Чурбанова С. М.2, Орел Е. А.1Компьютерная оценка креативного мышления школьников без участия экспертов
2025.
Т. 22.
№ 2.
С. 339–361
[содержание номера]
Важность креативного мышления была подчеркнута в современном мире путем включения его в списки навыков XXI в. и образовательных целей национальных учебных программ. Чтобы сделать оценку креативности более распространенной в школах и образовательных исследованиях, необходимо снизить ресурсоемкость оценки как для учителей, так и для учащихся. В современной психометрике одним из актуальных вопросов оценки креативности является автоматическая оценка результатов. Автоматическая оценка увеличивает потенциал использования инструмента оценивания, поскольку она не зависит от рабочего времени оценщиков и устраняет предвзятость из-за их субъективности. Автоматическая оценка идет рука об руку с компьютерной оценкой. Цель этого исследования — представить методологию компьютерной оценки креативного мышления без участия экспертов. В разработке инструмента оценивания был использован метод доказательной аргументации, в рамках которого была продемонстрирована модель конструкта, основанная на когнитивном подходе и концепции структурного воображения, а также модель заданий для компьютерной оценки с автоматической оценкой. В эмпирической части работы была доказана факторная структура инструмента на выборке из 749 учащихся 5-го класса. В заключение статьи обсуждаются преимущества предлагаемого подхода, такие как повышение экологической обоснованности и сокращение усилий экспертов. Практическая значимость работы заключается в снижении нагрузки при оценке креативного мышления в условиях класса с использованием цифровых технологий.
Библиографическое описание:
Угланова И.Л., Тарасов С.В., Чурбанова С.М., Орел Е.А. (2025) Компьютерная оценка креативного мышления школьников без участия экспертов. Психология. Журнал Высшей школы экономики, том 22, № 2, с. 339-361. |
![]() |