@ARTICLE{26583223_1050611513_2025, author = {И. Л. Угланова and С. В. Тарасов and С. М. Чурбанова and Е. А. Орел}, keywords = {, креативное мышление, компьютерное тестирование, метод доказательной аргументации, экологическая валидностьавтоматическая оценка}, title = {Компьютерная оценка креативного мышления школьников без участия экспертов}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2025}, volume = {22}, number = {2}, pages = {339-361}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2025-22-2/1050611513.html}, publisher = {}, abstract = {Важность креативного мышления была подчеркнута в современном мире путем включения его в списки навыков XXI в. и образовательных целей национальных учебных программ. Чтобы сделать оценку креативности более распространенной в школах и образовательных исследованиях, необходимо снизить ресурсоемкость оценки как для учителей, так и для учащихся. В современной психометрике одним из актуальных вопросов оценки креативности является автоматическая оценка результатов. Автоматическая оценка увеличивает потенциал использования инструмента оценивания, поскольку она не зависит от рабочего времени оценщиков и устраняет предвзятость из-за их субъективности. Автоматическая оценка идет рука об руку с компьютерной оценкой. Цель этого исследования — представить методологию компьютерной оценки креативного мышления без участия экспертов. В разработке инструмента оценивания был использован метод доказательной аргументации, в рамках которого была продемонстрирована модель конструкта, основанная на когнитивном подходе и концепции структурного воображения, а также модель заданий для компьютерной оценки с автоматической оценкой. В эмпирической части работы была доказана факторная структура инструмента на выборке из 749 учащихся 5-го класса. В заключение статьи обсуждаются преимущества предлагаемого подхода, такие как повышение экологической обоснованности и сокращение усилий экспертов. Практическая значимость работы заключается в снижении нагрузки при оценке креативного мышления в условиях класса с использованием цифровых технологий.}, annote = {Важность креативного мышления была подчеркнута в современном мире путем включения его в списки навыков XXI в. и образовательных целей национальных учебных программ. Чтобы сделать оценку креативности более распространенной в школах и образовательных исследованиях, необходимо снизить ресурсоемкость оценки как для учителей, так и для учащихся. В современной психометрике одним из актуальных вопросов оценки креативности является автоматическая оценка результатов. Автоматическая оценка увеличивает потенциал использования инструмента оценивания, поскольку она не зависит от рабочего времени оценщиков и устраняет предвзятость из-за их субъективности. Автоматическая оценка идет рука об руку с компьютерной оценкой. Цель этого исследования — представить методологию компьютерной оценки креативного мышления без участия экспертов. В разработке инструмента оценивания был использован метод доказательной аргументации, в рамках которого была продемонстрирована модель конструкта, основанная на когнитивном подходе и концепции структурного воображения, а также модель заданий для компьютерной оценки с автоматической оценкой. В эмпирической части работы была доказана факторная структура инструмента на выборке из 749 учащихся 5-го класса. В заключение статьи обсуждаются преимущества предлагаемого подхода, такие как повышение экологической обоснованности и сокращение усилий экспертов. Практическая значимость работы заключается в снижении нагрузки при оценке креативного мышления в условиях класса с использованием цифровых технологий.} }