@ARTICLE{26583223_1022735886_2025, author = {А. А. Фёдоров}, keywords = {, моральная конформность, моральные дилеммы, социальное давление, индивидуальные чертывоспроизводимость}, title = {Моральная конформность и индивидуальные черты}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2025}, volume = {22}, number = {1}, pages = {184-199}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2025-22-1/1022735886.html}, publisher = {}, abstract = {В статье представлено исследование, посвященное кросс-дизайновому воспроизведению эффекта моральной конформности, выявленного в межгрупповых экспериментах, с использованием внутригруппового подхода. Целью исследования было проверить устойчивость эффекта моральной конформности к изменениям исследовательского дизайна, а также проанализировать ее связь с индивидуальными чертами. Изучаемые особенности включали факторы «Большой пятерки», черты «Темной триады», этические диспозиции и склонность к социальной желательности. Выборка исследования составила 252 человека (M = 19.85, SD = 4.15), 128 женщин и 124 мужчины. Статистический анализ проводился с использованием методов байесовской статистики. Результаты показали, что моральные конформные реакции возникают как при консеквенциалистском, так и при деонтологическом пассивном социальном давлении, причем уровни моральной конформности при этих двух типах давления не различаются. Было также установлено, что между мужчинами и женщинами нет значимых различий в силе конформных реакций. Корреляционный анализ показал, что индивидуальные черты, оцененные с помощью различных опросников, не связаны с моральной конформностью. Слабые связи силы конформных реакций с индивидуальными особенностями и отсутствие половых различий указывают на универсальность механизма моральной конформности. Кластерный анализ позволил выделить четыре группы с различными реакциями на пассивное социальное давление в моральнодилеммных задачах. Процент участников, проявивших выраженную конформность хотя бы при одном направлении давления, составил 34%. Таким образом, полученные результаты демонстрируют, что эффект моральной конформности воспроизводим при различных подходах к дизайну эксперимента и не связан с индивидуальными чертами.}, annote = {В статье представлено исследование, посвященное кросс-дизайновому воспроизведению эффекта моральной конформности, выявленного в межгрупповых экспериментах, с использованием внутригруппового подхода. Целью исследования было проверить устойчивость эффекта моральной конформности к изменениям исследовательского дизайна, а также проанализировать ее связь с индивидуальными чертами. Изучаемые особенности включали факторы «Большой пятерки», черты «Темной триады», этические диспозиции и склонность к социальной желательности. Выборка исследования составила 252 человека (M = 19.85, SD = 4.15), 128 женщин и 124 мужчины. Статистический анализ проводился с использованием методов байесовской статистики. Результаты показали, что моральные конформные реакции возникают как при консеквенциалистском, так и при деонтологическом пассивном социальном давлении, причем уровни моральной конформности при этих двух типах давления не различаются. Было также установлено, что между мужчинами и женщинами нет значимых различий в силе конформных реакций. Корреляционный анализ показал, что индивидуальные черты, оцененные с помощью различных опросников, не связаны с моральной конформностью. Слабые связи силы конформных реакций с индивидуальными особенностями и отсутствие половых различий указывают на универсальность механизма моральной конформности. Кластерный анализ позволил выделить четыре группы с различными реакциями на пассивное социальное давление в моральнодилеммных задачах. Процент участников, проявивших выраженную конформность хотя бы при одном направлении давления, составил 34%. Таким образом, полученные результаты демонстрируют, что эффект моральной конформности воспроизводим при различных подходах к дизайну эксперимента и не связан с индивидуальными чертами.} }