@ARTICLE{26583223_1022735334_2025, author = {Э. Хезри and А. Н. Татарко}, keywords = {, взаимозависимость, независимость, Я-конструкции, социально-экономический статус, неопределённость идентичности, основанная на статусе, ясность Я-концепциикультура чести}, title = {Социально-экономический статус, неопределенность идентичности, основанная на статусе, и ясность Я-концепции в Иране: роль независимых и взаимозависимых Я-конструкций}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2025}, volume = {22}, number = {1}, pages = {106-129}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2025-22-1/1022735334.html}, publisher = {}, abstract = {Предыдущие исследования показали связь социально-экономического статуса (далее — СЭС) как с взаимозависимостью, так и с независимостью в коллективистских культурах, а также негативные социально-экономические последствия несоответствия между индивидом и его этнической культурой. В данном исследовании изучалось, связаны ли взаимозависимонезависимые Я-конструкции (термин для обозначения способа конструирования собственного «Я») с СЭС в Иране, связано ли несоответствующее культуре «Я» с неопределенностью идентичности, основанной на статусе, и может ли ясность Я-концепции снижать эту взаимосвязь. Авторами было проведено кросс-секционное корреляционное исследование в Иране. Результаты показали, что индивиды с более высоким СЭС более взаимозависимы, в то время как между СЭС и независимым «Я» не существует никакой связи. Возросшая социальная солидарность после иранских протестов 2022 года и безработица также были связаны с взаимозависимостью. Кроме того, не соответствующее иранской культуре самосознание, характеризуемое независимостью, было связано с более выраженной неопределенностью идентичности, основанной на статусе, и большей ясностью Я-концепции. При этом связь между независимостью «Я» и неопределенностью идентичности, основанной на статусе, снижалась под влиянием ясности Яконцепции. Это исследование подчеркивает роль взаимозависимости в доступе к социально-экономическим ресурсам в культурах чести и то, что связь между СЭС и независимостью может отсутствовать в южноазиатских культурах с высоким внутригрупповым коллективизмом и низкой ассертивностью. Это также подчеркивает, что люди, которые отклоняются от доминирующей в культуре Я-конструкции, чувствуют неуверенность в своем социально-экономическом положении, если у них нет достаточно четкой Я-концепции. Будущие исследования могут прояснить направление связей между культурным несоответствием, неопределенностью идентичности, основанной на статусе, и ясностью Яконцепции, а также выяснить, следует ли включать сами социальные ресурсы в измерение СЭС в культурах чести.}, annote = {Предыдущие исследования показали связь социально-экономического статуса (далее — СЭС) как с взаимозависимостью, так и с независимостью в коллективистских культурах, а также негативные социально-экономические последствия несоответствия между индивидом и его этнической культурой. В данном исследовании изучалось, связаны ли взаимозависимонезависимые Я-конструкции (термин для обозначения способа конструирования собственного «Я») с СЭС в Иране, связано ли несоответствующее культуре «Я» с неопределенностью идентичности, основанной на статусе, и может ли ясность Я-концепции снижать эту взаимосвязь. Авторами было проведено кросс-секционное корреляционное исследование в Иране. Результаты показали, что индивиды с более высоким СЭС более взаимозависимы, в то время как между СЭС и независимым «Я» не существует никакой связи. Возросшая социальная солидарность после иранских протестов 2022 года и безработица также были связаны с взаимозависимостью. Кроме того, не соответствующее иранской культуре самосознание, характеризуемое независимостью, было связано с более выраженной неопределенностью идентичности, основанной на статусе, и большей ясностью Я-концепции. При этом связь между независимостью «Я» и неопределенностью идентичности, основанной на статусе, снижалась под влиянием ясности Яконцепции. Это исследование подчеркивает роль взаимозависимости в доступе к социально-экономическим ресурсам в культурах чести и то, что связь между СЭС и независимостью может отсутствовать в южноазиатских культурах с высоким внутригрупповым коллективизмом и низкой ассертивностью. Это также подчеркивает, что люди, которые отклоняются от доминирующей в культуре Я-конструкции, чувствуют неуверенность в своем социально-экономическом положении, если у них нет достаточно четкой Я-концепции. Будущие исследования могут прояснить направление связей между культурным несоответствием, неопределенностью идентичности, основанной на статусе, и ясностью Яконцепции, а также выяснить, следует ли включать сами социальные ресурсы в измерение СЭС в культурах чести.} }