TY - JOUR TI - Креативная идентичность: варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - типы креативного мышления KW - креативная идентичность KW - тест Торренса (TTСT) KW - социально-ролевая идентичность KW - инновационный фактор KW - адаптационный фактор AB - Вызовы креативного развития субъектов согласуются с глобальными ценностями самовыражения в профессии и в повседневности, происходят в условиях инновационных изменений и предполагают избирательное формирование креативной идентичности. Актуально исследовать идентичность субъектов с разными креативными ресурсами, включенных в современные технологические и информационные потоки: технические (с приоритетом автоматизации), гуманитарные (с приоритетом персонализированных коммуникаций), социальные (с ориентацией на социальную адаптацию человека). Цель исследования: выявить типы креативной идентичности субъектов со специфическими инновационными и адаптационными ресурсами креативного мышления и соответствующие варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов, представляющих разные сферы деятельности (гуманитарную, социальную, техническую). Выборка: 397 студентов университета; 255 девушек, 142 юноши (M = 20.5 лет). Методы. Тест креативного мышления Е.П. Торренса и методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» В.Г. Грязевой-Добшинской с соавт., основанная на психосемантическом методе. Результаты. Факторная структура креативного мышления субъектов включает инновационный фактор и адаптационный фактор. По соотношению показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления субъекты дифференцированы на четыре типа: поисковый, адаптивный, высоко креативный, низко креативный. Выявлена специфика факторной структуры идентичности (социально-ролевой и социокультурной) у субъектов, представляющих три профессиональные сферы (гуманитарную, социальную, техническую). Выводы. Выявлены типы креативного мышления на основе структуры показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления. Субъекты разных профессиональных сфер проявляют специфику типов креативной идентичности, включающую когнитивные, персональные, социокультурные ресурсы. AU - В. Г. Грязева-Добшинская AU - Ю. А. Дмитриева AU - Е. И. Колтунов AU - С. Ю. Коробова AU - А. П. Торцева AU - Д. В. Кочкина UR - https://psy-journal.hse.ru/2025-22-1/1022733591.html PY - 2025 SP - 9-29 VL - 22