Скрыть
Раскрыть

Адрес редакции:
101000, Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 101а

Е-mail:
hsejournal.psychology@gmail.com

Грязева-Добшинская В. Г.1, Дмитриева Ю. А.1, Колтунов Е. И.1, Коробова С. Ю.1, Торцева А. П.1, Кочкина Д. В.1
  • 1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (ФГАОУ ВО ЮУрГУ (НИУ)), 454080, Российская Федерация, г. Челябинск, проспект Ленина 76

Креативная идентичность: варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов

2025. Т. 22. № 1. С. 9–29 [содержание номера]
Вызовы креативного развития субъектов согласуются с глобальными ценностями самовыражения в профессии и в повседневности, происходят в условиях инновационных изменений и предполагают избирательное формирование креативной идентичности. Актуально исследовать идентичность субъектов с разными креативными ресурсами, включенных в современные технологические и информационные потоки: технические (с приоритетом автоматизации), гуманитарные (с приоритетом персонализированных коммуникаций), социальные (с ориентацией на социальную адаптацию человека). Цель исследования: выявить типы креативной идентичности субъектов со специфическими инновационными и адаптационными ресурсами креативного мышления и соответствующие варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов, представляющих разные сферы деятельности (гуманитарную, социальную, техническую). Выборка: 397 студентов университета; 255 девушек, 142 юношей (M = 20.5 лет). Методы. Тест креативного мышления Е.П. Торренса и методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» В.Г. Грязевой-Добшинской с соавт., основанная на психосемантическом методе. Результаты. Факторная структура креативного мышления субъектов включает инновационный фактор и адаптационный фактор. По соотношению показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления субъекты дифференцированы на четыре типа: поисковый, адаптивный, высоко креативный, низко креативный. Выявлена специфика факторной структуры идентичности (социально-ролевой и социокультурной) у субъектов, представляющих три профессиональные сферы (гуманитарную, социальную, техническую). Выводы. Выявлены типы креативного мышления на основе структуры показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления. Субъекты разных профессиональных сфер проявляют специфику типов креативной идентичности, включающую когнитивные, персональные, социокультурные ресурсы.
Библиографическое описание:
Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Колтунов Е.И., Коробова С.Ю., Торцева А.П., Кочкина Д.В. (2025). Креативная идентичность: варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов. Психология. Журнал Высшей школы экономики, том 22, № 1, с. 9-29
BiBTeX
RIS
 
 
Rambler's Top100 rss