@ARTICLE{26583223_1022733591_2025, author = {В. Г. Грязева-Добшинская and Ю. А. Дмитриева and Е. И. Колтунов and С. Ю. Коробова and А. П. Торцева and Д. В. Кочкина}, keywords = {, типы креативного мышления, креативная идентичность, тест Торренса (TTСT), социально-ролевая идентичность, инновационный факторадаптационный фактор}, title = {Креативная идентичность: варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2025}, volume = {22}, number = {1}, pages = {9-29}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2025-22-1/1022733591.html}, publisher = {}, abstract = {Вызовы креативного развития субъектов согласуются с глобальными ценностями самовыражения в профессии и в повседневности, происходят в условиях инновационных изменений и предполагают избирательное формирование креативной идентичности. Актуально исследовать идентичность субъектов с разными креативными ресурсами, включенных в современные технологические и информационные потоки: технические (с приоритетом автоматизации), гуманитарные (с приоритетом персонализированных коммуникаций), социальные (с ориентацией на социальную адаптацию человека). Цель исследования: выявить типы креативной идентичности субъектов со специфическими инновационными и адаптационными ресурсами креативного мышления и соответствующие варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов, представляющих разные сферы деятельности (гуманитарную, социальную, техническую). Выборка: 397 студентов университета; 255 девушек, 142 юноши (M = 20.5 лет). Методы. Тест креативного мышления Е.П. Торренса и методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» В.Г. Грязевой-Добшинской с соавт., основанная на психосемантическом методе. Результаты. Факторная структура креативного мышления субъектов включает инновационный фактор и адаптационный фактор. По соотношению показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления субъекты дифференцированы на четыре типа: поисковый, адаптивный, высоко креативный, низко креативный. Выявлена специфика факторной структуры идентичности (социально-ролевой и социокультурной) у субъектов, представляющих три профессиональные сферы (гуманитарную, социальную, техническую). Выводы. Выявлены типы креативного мышления на основе структуры показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления. Субъекты разных профессиональных сфер проявляют специфику типов креативной идентичности, включающую когнитивные, персональные, социокультурные ресурсы.}, annote = {Вызовы креативного развития субъектов согласуются с глобальными ценностями самовыражения в профессии и в повседневности, происходят в условиях инновационных изменений и предполагают избирательное формирование креативной идентичности. Актуально исследовать идентичность субъектов с разными креативными ресурсами, включенных в современные технологические и информационные потоки: технические (с приоритетом автоматизации), гуманитарные (с приоритетом персонализированных коммуникаций), социальные (с ориентацией на социальную адаптацию человека). Цель исследования: выявить типы креативной идентичности субъектов со специфическими инновационными и адаптационными ресурсами креативного мышления и соответствующие варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов, представляющих разные сферы деятельности (гуманитарную, социальную, техническую). Выборка: 397 студентов университета; 255 девушек, 142 юноши (M = 20.5 лет). Методы. Тест креативного мышления Е.П. Торренса и методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» В.Г. Грязевой-Добшинской с соавт., основанная на психосемантическом методе. Результаты. Факторная структура креативного мышления субъектов включает инновационный фактор и адаптационный фактор. По соотношению показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления субъекты дифференцированы на четыре типа: поисковый, адаптивный, высоко креативный, низко креативный. Выявлена специфика факторной структуры идентичности (социально-ролевой и социокультурной) у субъектов, представляющих три профессиональные сферы (гуманитарную, социальную, техническую). Выводы. Выявлены типы креативного мышления на основе структуры показателей инновационного и адаптационного факторов креативного мышления. Субъекты разных профессиональных сфер проявляют специфику типов креативной идентичности, включающую когнитивные, персональные, социокультурные ресурсы.} }