TY - JOUR TI - База данных 126 изображений повседневных предметов, стандартизированных по визуальной привлекательности (расширение базы данных BOSS) T2 - Психология. Журнал Высшей школы экономики IS - Психология. Журнал Высшей школы экономики KW - стандартизация стимулов KW - повседневные объекты KW - нейроэстетика KW - визуальная привлекательность KW - взаимодействие человека с объектами KW - аффордансы AB - В качестве экспериментальных стимулов в широком спектре разнообразных исследований в области психологии и когнитивной нейронауки часто используются графические изображения повседневных предметов. Для обеспечения надежности и воспроизводимости результатов таких экспериментов, как правило, наборы таких графических стимулов проходят тщательную всестороннюю стандартизацию, в результате которой создаются обширные базы данных, содержащие как сами визуальные стимулы, так и детальную информацию о различных характеристиках изображаемых объектов. Однако существующие базы данных, как правило, не учитывают эстетические качества, присущие созданным человеком объектам. Между тем, все больше исследований свидетельствует о существовании связей между эстетическим восприятием и широким спектром когнитивных функций и способностей, включающим в себя, например, моторные навыки, принятие решений, потребительское поведение и т.д.. Таким образом, отсутствие стандартизованных наборов визуальных стимулов с контролируемыми эстетическими характеристиками существенно ограничивает возможности экспериментальных исследований в этой области. Чтобы устранить этот пробел, в настоящей работе мы представляем новый набор из 126 изображений повседневных предметов, которые прошли оценку выборкой здоровых взрослых испытуемых (N=53) с точки зрения их визуальной привлекательности, а также других ключевых параметров стандартизации (например, знакомости, визуальной сложности и согласованности наименований). Каждый объект представлен в трех вариантах: опрятном, нейтральном и неопрятном. Как показывают наши данные, эти три уровня опрятности соответствует трем уровням визуальной эстетической привлекательности: очень привлекательный (опрятный), умеренно привлекательный (нейтральный) и минимально эстетически привлекательный (неопрятный). Этот набор стимулов призван стать ценным инструментом для исследователей, изучающих влияние эстетики на взаимодействие человека с объектами. AU - Т. С. Леднева AU - Ю. Ю. Штыров AU - А. В. Мячиков UR - https://psy-journal.hse.ru/2024-21-3/965012559.html PY - 2024 SP - 488-501 VL - 21