@ARTICLE{26583223_965011901_2024, author = {Ж. В. Чуйкова and А. И. Измалкова and П. И. Широкова and Ю. Ю. Штыров and А. В. Мячиков}, keywords = {, чтение, движения глазрабочая память}, title = {Глазодвигательные корреляты объема рабочей памяти на материале задачи «Объем чтения»}, journal = {Психология. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2024}, volume = {21}, number = {3}, pages = {472-487}, url = {https://psy-journal.hse.ru/2024-21-3/965011901.html}, publisher = {}, abstract = {Движения глаз при чтении обусловлены особенностями восходящих и нисходящих когнитивных процессов. Кроме того, они связаны с индивидуальными различиями, в том числе, в объеме рабочей памяти (РП). Тем не менее, вопрос о том, в какой степени объем РП определяет движения глаз в условиях возрастающей нагрузки при чтении, остается во многом открытым. Целью данного исследования стало изучение влияния объема РП на пиковую скорость саккад во время чтения с задачей понимания текста и в условиях двойной задачи на понимание и удержание информации в рабочей памяти (методика «Объем чтения»). В обработку были включены как окуломоторные показатели по каждой задаче отдельно, так и соотношение показателей в задаче на понимание и двойной задаче. Участники с более высоким объемом РП демонстрировали более высокую пиковую скорость саккад, чем участники с низким объемом РП - как при чтении, так и при выполнении двойной задачи. При этом различия были наиболее значимы при условии максимальной нагрузки на РП: так, при задаче чтения и одновременного удержания шести элементов в рабочей памяти наблюдалась максимальная пиковая скорость саккад. Полученные результаты отражают различия в возбуждении ЦНС у людей с большим объемом РП, вызванным выполнением заданий, связанных с дополнительной нагрузкой на РП. Данное исследование подчеркивает важность индивидуальных различий в объеме РП при чтении, а также предполагает потенциальную связь между возбуждением ЦНС и когнитивными процессами, обеспечивающими понимание прочитанного.}, annote = {Движения глаз при чтении обусловлены особенностями восходящих и нисходящих когнитивных процессов. Кроме того, они связаны с индивидуальными различиями, в том числе, в объеме рабочей памяти (РП). Тем не менее, вопрос о том, в какой степени объем РП определяет движения глаз в условиях возрастающей нагрузки при чтении, остается во многом открытым. Целью данного исследования стало изучение влияния объема РП на пиковую скорость саккад во время чтения с задачей понимания текста и в условиях двойной задачи на понимание и удержание информации в рабочей памяти (методика «Объем чтения»). В обработку были включены как окуломоторные показатели по каждой задаче отдельно, так и соотношение показателей в задаче на понимание и двойной задаче. Участники с более высоким объемом РП демонстрировали более высокую пиковую скорость саккад, чем участники с низким объемом РП - как при чтении, так и при выполнении двойной задачи. При этом различия были наиболее значимы при условии максимальной нагрузки на РП: так, при задаче чтения и одновременного удержания шести элементов в рабочей памяти наблюдалась максимальная пиковая скорость саккад. Полученные результаты отражают различия в возбуждении ЦНС у людей с большим объемом РП, вызванным выполнением заданий, связанных с дополнительной нагрузкой на РП. Данное исследование подчеркивает важность индивидуальных различий в объеме РП при чтении, а также предполагает потенциальную связь между возбуждением ЦНС и когнитивными процессами, обеспечивающими понимание прочитанного.} }